Гвардейский эскадренный миноносец гремящий. Производственное объединение «Севмаш

Гвардейский эскадренный миноносец гремящий. Производственное объединение «Севмаш

В истории полигона есть страницы, которые немногие авторы, рассказывавшие об истории Центрального полигона, по неясной причине делали весьма короткими. Это рассказ об участии в испытания кораблей и экипажей Краснознаменного Северного флота и Беломорской флотилии. Поэтому, в дополнении к циклу статей, хотелось бы привести весьма интересные воспоминания еще двух новоземельцев.

Они были опубликованы в 1999 году в сборнике "Частицы отданной жизни", вышедшем в издательстве "ИздАТ". Верится, что их рассказы, как и иные не менее интересные материалы этого сборника, заинтересуют новое поколение российских военных моряков, а также всех тех, кого интересует история Военно-Морского Флота России. К сожалению, за прошедшие 10 лет этот сборник увидели лишь немногие: только те, кто некогда служил на Новой Земле.

Но благодаря, подборке материалов, посвященных 55-летию одного из самых уникальных соединений ВС РФ, подготовленных и любезно предоставленных редакции журнала "Морской Сборник" вице-адмиралом В.Ярыгиным, сегодня мы можем рассказать и об этой незаслуженно обойденной странице истории Новоземельского полигона и о тех североморцах, о которых столь же незаслуженно забыли. А ведь без их участия испытания на Испытательном полигоне просто бы не состоялись. Это статья последнего командира гвардейского эскадренного миноносца "Гремящий" капитана 1 ранга в отставке А.Алферова и последнего командира БЧ-5 того же эсминца инженер-капитана 2 ранга в отставке М.Берковича. И, хотя, материал, названный авторами "Последние мили эсминца "Гремящий"" несколько сокращен, но сохраняется в том виде, как был опубликован в сборнике:

Окончание ремонта (ЭМ "Гремящий" - авт.) планировалось завершить в 1955 году. Однако в октябре 1954 года пришел приказ срочно свернуть ремонт и к декабрю 1954 года подготовить корабль к переходу в г. Северодвинск. Ремонт был завершен кое-как: не закончен ремонт главных масляных цистерн, плохо выполнена термоизоляция главных турбин. Положение на корабле осложнялось тем, что в 1954 году одновременно были демобилизованы матросы и старшины 1949 и 1950 годов призыва, и на смену им пришли молодые матросы из учебного отряда. Подготовка корабля к переходу проходила под контролем Штаба СФ. В середине декабря 1954 года гвардейский ЭМ "Гремящий" под командованием гвардии капитана 2 ранга Леонида Ивановича Чугунова в паре с ЭМ "Куйбышев" под командованием капитана 3 ранга Брагина вышли с рейда базы Североморск в Северодвинск. На переходе, из-за неисправности системы смазки валопривода, мы вынуждены были остановить вторую машину и далее двигались под одной первой машиной. Для уменьшения сопротивления движению корабля отсоединили вторую валолинию и установили ее на свободное вращение с упором на вспомогательный упорный подшипник. Это произошло примерно в районе Гремихи. Скорость хода уменьшили с 18 до 14 узлов. Температура в машинном отделении была более 60o. Вахту машинистам стоять было очень трудно. Смена вахты производилась каждый час. Питьевые бачки постоянно пополнялись подкисленной водой. Матросы и старшины были проинструктированы, как себя вести. Нес-мотря на принятые меры, у матроса Пашкевича произошло обезвоживание организма, и, только благодаря своевременной помощи корабельного врача, худшего не произошло. До Североморска добирались двое суток.

В 1955 году ЭМ "Гремящий" прошел ремонт, включая докование, на Северном машиностроительном предприятии (СМП). III-е котельное отделение и вспомогательные механизмы 1 машинного отделения были подготовлены к автономной работе без обслуживающего персонала, для чего в III-м котельном отделении была смонтирована соответствующая автоматика. Для дистанционной остановки III-го главного котла предусматривалось по радиосигналу срабатывание быстрозапорного клапана нефтяного насоса. К августу 1955 года ЭМ "Гремящий" был готов к выполнению специального задания.

В 1955 году была образована 241 бригада опытных кораблей (БОК) под командованием капитана 1 ранга Петра Акинфиевича Бертяшкина. В состав бригады вошли гвардейский ЭМ "Гремящий", ЭМ "Разъяренный" и многие другие надводные корабли и подводные лодки. ЭМ "Разъяренный" под командованием капитана 2 ранга Анри Викторовича Петерсона привлекался под флагом командующего Беломорской флотилией для доставки и охранения перевозок спецгрузов на Новую Землю. В сентябре 1955 года ЭМ "Гремящий" в составе 241 БОК перешел из Северодвинска в зону А (Новоземельского полигона -авт.). Началась подготовка к испытаниям.

ЭМ "Гремящий" был установлен на бочку согласно предусмотренной дислокации на морской акватории зоны А. На корабле была смонтирована регистрирующая аппаратура. В 1-ом машинном отделении были размещены животные. На верхней палубе разместили разного рода продовольствие и шкиперское имущество. Личный состав подготовил первое машинное отделение и третье котельное к работе в автономном режиме. На верхней палубе корабля был задействован макет системы водяной защиты (СВЗ). В сентябре 1955 года в день "Ч" мы ввели в действие 3-е котельное отделение и вспомогательные механизмы 1-го машинного отделения. Все люки и горловины корабля, кроме вентиляционных шахт 1 -го машинного и Ш-го котельного отделений, были задраены наглухо. Весь личный состав был эвакуирован с корабля и размещен в палатках на "Высоте" зоны А в 15 километрах от эпицентра взрыва. На следующий день после подводного атомного взрыва личный состав был возвращен на корабль. Видимых повреждений не было обнаружено, на верхней палубе отмечалось радиоактивное заражение. Но это было мнимое благополучие. Все животные, размещенные в 1-ом машинном отделении, погибли (думаю из-за высокой температуры в машинном отделении).

Аварийные команды произвели дезактивацию верхней палубы и надстроек. Участок палубы, защищенный пленкой воды (макет СВЗ), оказался чище относительно других мест. Началась подготовка корабля к переходу в Северодвинск. Личный состав проверял и готовил к переходу электромеханическую боевую часть и корабельные системы.

В конце октября 1955 года гвардейский эсминец "Гремящий" и эсминец "Куйбышев" вышли из зоны А в Северодвинск. Вот здесь и выявились невидимые повреждения. В результате воздействия ударной волны была нарушена плотность клепаного корпуса корабля, а в море эта неплотность еще увеличилась, и забортная вода начала просачиваться в нефтяные цистерны, что обнаружилось уже во время перехода. Вначале из-за обводненного мазута остановились первый и второй главные котлы, а затем и третий главный котел. Корабль остался без хода и лег в дрейф. Запустили аварийный дизель-генератор. Произошло это в районе мыса Канин Нос и острова Колгуев. Командир ЭМ "Гремящий" запросил у командира ЭМ "Куйбышев" 150-200 тонн мазута и получил согласие. С помощью электроперекачивающего насоса откачали воду из нефтяных цистерн под котлами. ЭМ "Куйбышев" пришвартовался к нашему борту и передал нам около 200 тонн мазута. Мы ввели в действие энергетическую установку и дали ход. Однако вскоре корабельный химик старшина 2 статьи Лень доложил мне о повышении солености воды в правом теплом ящике. Я приказал включить работу энергоустановки поэшелонно и доложил о случившемся командиру корабля. Мы остановили первую главную машину, сдренировали воду из правого теплого ящика. После вскрытия горловины теплого ящика при осмотре обнаружили разрыв обшивки борта площадью около 0,5 м2, примерно на уровне ватерлинии. Разрыв возник при перекачке мазута с ЭМ "Куйбышев", который верхней кромкой своего борта поддел привальный брус ЭМ "Гремящий" и надорвал борт корабля в районе теплого ящика. По приказу командира остановили вторую машину, и корабль вновь лег в дрейф. Перекачкой жидких грузов создали крен на левый борт, чтобы разрыв остался над водой. Когда температура в теплом ящике понизилась градусов до сорока, старшина котельной группы старшина 1 статьи Николай Прокопенко, влез в теплый ящик и приварил, предварительно подогнанную по месту "заплату", что обеспечило в дальнейшем нормальную работу энергоустановки и наше возвращение в Северодвинск.

В течение 1956 года и первой половины 1957 года ЭМ "Гремящий" находился у причалов небольшого судоремонтного завода "Звездочка" в отдалении от города Северодвинска на острове Ягры.

Несколько слов о бригаде опытных кораблей (в новом составе -авт.). Она была создана специально для обеспечения ядерных испытаний на Новой Земле. Информация о БОК почти отсутствовала, так как она базировалась в отдалении от Североморска. Личный состав проходил проверку на политическую надежность и давал подписку о неразглашении вопросов подготовки и проведения испытаний.

Основу бригады составляли отслужившие свой срок корабли, переведенные в разряд опытовых судов "ОС". Это ЭМ "Гремящий", "Разъяренный", "Грозный" (командиры А.И.Алферов, А.В.Петерсон, Ф.И.Попов). В ее состав также входили БТЩ "Павлин Виноградов", "Ульянцев" (командиры В.И.Воеводин, Г.А.Метц), БТЩ-19 (командиры В.Н.Ручко, С.Н.Кулигин) и ПЛ: С-19, С-20, С-81, С-84, Б-9, Б-20 (командиры И.В.Паргомон, Н.И.Петров, Г.С.Маж-ный, А.И.Евдокимов, И.С.Лучинский, А.Н.Степанов). На период испытаний с 30 июня по 21 октября 1957 года 241 БОК находилась в оперативном подчинении командира Новоземельского полигона.

Гвардейский эскадренный миноносец "Гремящий" был переименован в ОС-5. В составе 241 БОК ОС-5 пере-шел из Северодвинска в зону А.
В губе Черной каждому кораблю определили место якорной стоянки. ЭМ "Гремящий" стоял на бочках. С но-са и кормы корабля, кроме мощных тросов, были дополнительно заведены якорные цепи. ПЛ С-19 перед взрывом легла на грунт. Ее покладка и всплытие проводились без экипажа техническими средствами. Остальные лодки находились в надводном положении. После расстановки кораблей перешли к выполнению основной нашей задачи - подготовке кораблей к их испытанию поражающими факторами ядерного взрыва.

По плану - первый взрыв наземный (приводной), второй - подводный. Жизнь экипажа уже на первом этапе показала, что трудностей для выполнения задач, поставленных учением, куда больше, чем предполагалось раньше. Рейд не оборудован для обеспечения нормальной жизнедеятельности корабля. Экипаж "Гремящего" состоял из 5 офицеров и 80 старшин и матросов.

В подготовке корабля к ядерному взрыву принимала участие большая группа ученых и специалистов различ-ных профессий. У каждого были какие-то свои требования. Объем работ был настолько велик, что не хватало дня, несмотря на то, что полярный день длился 24 часа. Люди работали на пределе своих возможностей. Специалисты трудились над установкой и настройкой своей техники, приборов, датчиков, систем. Медики по всему кораблю распределяли животных.

По завершении основных работ всех перевели жить на берег в армейские палатки. Палаточный городок на-ходился на значительном расстоянии. Палатки именовались по названиям кораблей. Жизнь в палатках увеличила и без того немалые трудности по поддержанию необходимой готовности и живучести корабля.

Наконец, наступил тревожный, но долгожданный день ядерного взрыва. Место взрыва было выбрано на прибрежной полосе. На фоне береговой черты, безобидно просматривались черно-серая высокая башня, похожая на маяк. В ней размещалось "изделие". В целях безопасности людей вывели из палаточного городка и укрыли за сопку. Каждый был одет в химкомп-лект, имел противогаз и респиратор, затемненные стекла. Радиационный контроль осуществлялся службой полигона. Расстановка на первый взрыв была такой, чтобы корабли остались на плаву для второго взрыва. И вот прогремел взрыв. Аварийная партия, получившая индивидуальные дозиметры - "карандаши", отправляется на корабль. Вид и состояние корабля после взрыва был угнетающим: обгорелые борта и надстройки, снесенные легкие конструкции на верхней палубе, деформированный борт, участки палубы, повреждены двери и люки, труба главных котлов, полуживые и по-гибшие животные и зверюшки. Приступаем к дезактивации и ремонтно-восстановительным работам по обес-печению живучести корабля. Запустили в действие часть механизмов. Люди работали в химкомплектах по 6-7 ча-сов без приема пищи. Из-за радиационной обстановки принимать пищу на корабле было запрещено. Все пони-мали, что срок второго испытания зависит от окончания подготовки кораблей и научных подразделений к новому взрыву. В плане научных исследований "Гремящий" нес наибольшую нагрузку, так как был наиболее осна-щенным объектом. Готовимся к основному подводному атомному взрыву. И вот произведен взрыв.

Корабли на фоне огромной "водяной горы" казались крохотными коробочками. Водяной гигант поднялся, а затем стал медленно оседать, и все скрылось в тумане базисной волны. Когда видимость улучшилась, перед ззором предстала драматическая картина.

Рейд был почти пустым. Затонули ЭМ "Грозный", "Разъяренный", ПЛ С-84, С-20, Б-20, тральщик Т-218 и все мелкие суда и баржи. ЭМ "Гремящий" остался на плаву, но было видно, что он тонет. Корабль дымил и стоял с креном. В целях спасения научных данных, находившихся на нашем эсминце, на корабль высадились: командир корабля А.И.Алферов, помощник командира корабля С.А.Бакулин, заместитель командира по политчасти П.Ф.Парий, корабельный врач П.А.Доронов и 30 человек старшин и матросов во главе с командиром БЧ-5.

ОС-5 имел сильный крен, около 23 -радусов, на левый борт и дифферент на нос. Левый борт был почти у среза воды. На палубе местами была наледь. Судно медленно погружалось.

После осмотра помещений выяснилось, что часть носовых отсеков затоплены. Наполовину затопленными оказались второе машинное отделение и второе котельное отделение, куда вода продолжала прибывать. Запустить мотопомпу в первом машинном отделении нам не удалось. Аварийные партии оставались на судне, пока оно не оказалось на мели у восточного берега губы Черной. Материалы результатов испытаний были спасены и сняты соответствующими службами вместе с регистрирующей аппаратурой. После этого нас доставили на западный берег, а оттуда на пункт санитарно-химической обработки, где мы прошли санитарно-дезактивационную обработку и дозиметрический контроль".

За испытания на Новой Земле все офицеры "Гремящего" Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденом Красной Звезды, старшинский состав и матросы медалями Ушакова и Нахимова.

Публикацию подготовил капитан 1 ранга С.КОВАЛЕВ
"Морской сборник" 2009 г. №12

Вооружение

Однотипные корабли

История создания

Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933-1938 гг.» от 11 июля 1933 года предусматривало строительство 50 эсминцев. Техническое задание со следующими параметрами утвердили в 1934 году: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, длина наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов , вооружение - четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм.

Постройка

На строительство кораблей нового проекта 7 , к которому относился и «Гремящий», мобилизовались практически все заводы судостроительной промышленности СССР. «Гремящий» был заложен на Ленинградском судостроительном заводе №190, под строительным номером С-515 23 июня 1936 года. Строительство корпуса велось чуть более года, и уже 12 августа 1937 года эсминец был спущен на воду. После спуска на воду еще 2 года велась достройка и испытания. 28 августа 1938 года «Гремящий» был принят в состав флота.

Модернизации и переоборудования

К 1943 году вспомогательное и зенитное вооружение «Гремящего» было усилено: взамен демонтированных 45-мм полуавтоматов было установлено 4 37-мм полуавтомата 70-К и 2 12,7-мм спаренных пулемета Kolt-Browning. Запас торпед был сокращен до 6 в торпедных аппаратах, торпеды со стеллажей были убраны. Было установлено 2 бомбомета БМБ-1. Также на «Гремящий» установили РЛС английского производства типа «286М».

История службы

  • Ноябрь 1938 года: после завершения всех испытаний, бывший командир подводных лодок капитан-лейтенант Гурин А.И. был назначен командиром эсминца «Гремящий».
  • Сентябрь 1939 года: «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» совершает переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север и 8 ноября 1939 года, сразу после прибытия, включается в состав Северного флота .
  • Ноябрь 1940 года – май 1941 года: «Гремящий» находится на гарантийном ремонте в Полярном.
  • 22 июня 1941 года: сразу после объявления готовности №1 эсминец переходит из Полярного в Ваенгу.
  • 23 июня 1941 года: находясь в Ваенге, «Гремящий» впервые открывает огонь в боевой обстановке по немецким самолётам.
  • 24 июня 1941 года: «Гремящий» выходит в первый боевой поход с задачей эскортировать транспорты «Моссовет» и «Циолковский» с войсками из Мурманска в Титовку.
  • 14-15 июля 1941 года: ведя огонь по самолетам противника, зенитчики «Гремящего» сбивают немецкий бомбардировщик, еще один повреждают прямым попаданием. Таким образом, «Гремящий» записал на свой счет первую документально подтвержденную победу.
  • 14 июня 1941 года – 15 августа 1941 года: «Гремящий» базируется в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время было отражено более 20 воздушных атак.
  • 15-18 августа 1941 года: эсминец совершает переход в Мурманск.
  • 22 августа 1941 года: во время стоянки в Мурманске корабль попадает под воздушный налет и получает повреждения: 8 250-кг бомб взорвались в 10-15 м от борта. «Гремящий» незамедлительно поставлен в срочный ремонт.
  • 27 августа 1941 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» получают приказ оказать помощь торпедированной плавбазе ВВС Северного флота «Мария Ульянова» и сопроводить ее в Териберк. Во время эскортирования корабли в течении 4-х часов отражают налеты вражеской авиации, «Гремящий» прямым попаданием сбивает немецкий Ju-88. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб корпус эсминца получает множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бомба и повреждена дымаппаратура. Плавбазе удалось добраться до Териберка без серьёзных повреждений.
  • Сентябрь 1941 года: «Гремящий» занимается постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце сентября четыре раза выходит для обстрела вражеских сухопутных позиций на побережье Мотовского залива. Всего было поставлено 194 мины и выпущено свыше 300 130-мм фугасных и осколочно-фугасных снарядов.
  • 24-25 ноября 1941 года: «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер HMS Kenya и 2 эсминца). участвует в обстреле норвежского порта Варде. За 6 минут корабль, следуя 21-узловым ходом, выпустил 87 130-мм снарядов.
  • 21 февраля 1942 года: эсминец в течение 3 часов обстреливает вражеские наземные позиции из губы Ара (Мотовский залив), израсходовав 121 снаряд главного калибра.
  • Март 1942 года: «Гремящий» начинает сопровождать «полярные» конвои .
  • 22 марта 1942 года: во время сопровождения конвоя QP-9 «Гремящий» попадает в 8-балльный шторм , получает повреждения корпуса и теряет конвой . Командир корабля Гурин А.И. принимает решение вернуться на базу.
  • 24 марта 1942 года: корабль возвращается в Мурманск.
  • 29 марта 1942 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Сокрушительный» и английским HMS Oribi вновь выходит в море для встречи очередного конвоя PQ-13. К вечеру 29 марта эсминцы оказались в сплошном поле льда.
  • 30 марта 1942 года: ветер усиливается до 7-8 баллов . В 19-16 сигнальщик с «Гремящего» замечает рубку подводной лодки . «Гремящий» на скорости 20 узлов выходит на боевой курс и сбрасывает 9 больших и 8 малых глубинных бомб на месте погружения подводной лодки. Бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны было установлено, что «Гремящий» потопил U-585.
  • 10-13 апреля 1942 года: вместе с «Сокрушительным» и английскими кораблями «Гремящий» эскортирует конвой QP-10. 11 апреля в 14-15 транспорты были атакованы немецкой авиацией. «Гремящий» добивается прямого попадания в Ju-88 и сбивает его. В 15-45, во время второго налета, «Гремящий» записывает на счет еще один Ju-88.
  • 16-17 апреля 1942 года: во время обратного перехода в Мурманск, «Гремящий» дважды атакует немецкие подводные лодки, сбросив 7 глубинных бомб, однако, безрезультатно.
  • 30 апреля 1942 года: «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» вступает в охранение торпедированного немецкой подлодкой английского крейсера HMS Edinburgh . Нехватка топлива заставляет советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. На следующий день, когда «Гремящий» и «Сокрушительный» вновь выходят в море, выясняется, что HMS Edinburgh был повторно торпедирован и затоплен командой.
  • 4 мая 1942 года: Эсминец выходит в море для встречи конвоя PQ-15. На пути к конвою «Гремящий» атакует немецкую подлодку серией из 19 глубинных бомб. С корабля наблюдали сильный взрыв, на поверхности воды появился большой воздушный пузырь и масло, но после войны факт гибели лодки не подтвердился.
  • 7 мая 1942 года: «Гремящий» обстреливал позиции противника из губы Вичаны (Мотовский залив). Стрельба велась с помощью берегового корректировочного поста. Всего было выпущено 238 130-мм снарядов.

«Гремящий» ставит дымовую завесу. 1942 год.

  • 9 мая – 27 июня 1942 года: «Гремящий» находится в текущем ремонте около плавмастерской №104. Также была произведена модернизация по замене 45-мм полуавтоматов четырьмя 37-мм . Не смотря на ремонт, эсминцу приходилось практически ежедневно отражать налеты вражеской авиации. За это время «Гремящий» сбил 3 Ju-88 и столько же повредил.
  • 9-10 июля 1942 года: «Гремящий» совместно с «Сокрушительным» и «Грозным» осуществляет поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ-17, следующих в Белое море. По пути эсминцы попадают в плавучий лед, волнение достигает 4-х баллов. Вынужденные сбавить ход до малого и лишенные возможности маневрировать, эсминцы подвергаются атаке четырех бомбардировщиков Ju-88, сбросивших на каждый корабль по 8 бомб. 4 бомбы взорвались в воде в 4-5 м от его левого борта «Гремящего». От сотрясения вышли из строя гирокомпас , 2-й дальномер ДМ-4, лопнул приемный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу.
  • 10 июля – 25 августа 1942 года: «Гремящий» приходит в Ваенгу, где, стоя на якоре и маневрируя на рейде, отражает почти ежедневные налеты авиации.

Матрос наблюдает за воздушной обстановкой в походе. На заднем плане - «Гремящий». 1942 год.

  • 25-28 августа 1942 года: «Гремящий» конвоирует до Новой Земли транспорт «Диксон».
  • 29 августа – 15 сентября 1942 года: эсминец стоит в Мурманске, производя чистку и щелочение котлов и одновременно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики «Гремящего» сбивают 3 Ju-88.
  • 18 сентября 1942 года: во время эскортирования конвоя PQ-18 в 10-35 в районе мыса Канин Нос корабельные наблюдатели с «Гремящего» своевременно замечают 18 немецких торпедоносцев, летящих на малой высоте по направлению к конвою. Корабли эскорта открыли сильный зенитный огонь, в том числа и из главного калибра. В результате примерно из 60 немецких самолетов (39 He-111, 19 Ju-88 и несколько четырехмоторных FW-200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 огнем с «Гремящего». При этом конвой потерял лишь один транспорт, в который попала торпеда с He-111. Расход боеприпасов на «Гремящем» составил 72 130-мм снаряда, 145 76-мм снарядов, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов. Не пострадав во время боя, эсминец на следующий день попадает в 8-балльный шторм и получает ряд повреждений. 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибывает в Архангельск.
  • 21 сентября 1942 года: «Гремящий» совершает переход в Полярный.

Эсминец «Гремящий». Сентябрь 1942 года.

  • 14 октября 1942 года: под флагом командующего флотом адмирала А.Г. Головко «Гремящий» встречает в море прибывших с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» .
  • 30 октября 1942 года: «Гремящий» попадает в 7-8 -балльный шторм. Крен корабля при качке достигал 52°. Вскоре в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрейные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.
  • Ноябрь 1942 года – январь 1943 года: «Гремящий» находится в Ваенге.
  • 16 января – 29 апреля 1943 года: «Гремящий» переходит в Мурманск и встает на ремонт. За время ремонта эсминец неоднократно принимает участие в отражении воздушных атак. 10 марта из пулемета был сбит истребитель Me-109, а неделю спустя еще один самолет, тип и принадлежность которого установить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».
  • 1 марта 1943 года: эсминцу «Гремящий» было присвоено гвардейское звание.
  • Май-июнь 1943 года: «Гремящий» участвует в семи боевых походах по сопровождению конвоев . 19 июня эсминец срывает атаку немецкой «волчьей стаи» подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 ныряющих 130-мм снарядов.
  • Июнь 1943 года – октябрь 1944 года: «Гремящий» сопровождает конвои, не участвуя в бою.
  • 9 октября 1944 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» прибыли в Мотовский залив, где состоялось демонстративная (с целью отвлечь противника от направления главного удара) высадка десанта в районе Титовки. Корабли выпустили по 475 130-мм снарядов, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
  • 25-26 октября 1944 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Разумный», «Разъяренный» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А. Фокина) участвует в обстреле порта Варде. Огонь велся централизованно по данным РЛС. Всего было выпущено 597 130-мм снарядов (со всех кораблей), но, после того как немецкие береговые батареи открыли ответный огонь, отряд кораблей отошел. Это была последняя боевая операция «Гремящего».
  • 19 января 1945 года: как сильно износившийся, эсминец «Гремящий» встал на пятилетний ремонт в Мурманске.
  • 3 апреля 1956 года: «Гремящий» исключен из состава флота.
  • 27 декабря 1956 года: «Гремящий» переклассифицирован в опытовое судно ОС-5.
  • 21 сентября 1955 года и 7 сентября 1957 года: эсминец принимал участие в ядерных испытаниях в Заполярье.
  • 1 марта 1958 года: исключен из списков флота и передан для разделки на металл.

Общий боевой итог

  • 1418 суток боевой службы
  • 90 выполненных боевых заданий
  • пройдено 59 850
Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» (проекта 7)

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» (проекта 7)

Заложен 23 июля 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 190 (им А. Жданова), спущен на воду 12 августа 1937 г., вступил в строй 28 августа 1939 г. и вошел в состав КБФ.

Водоизмещение полное 2380 т, нормальное - 2080 т, длина 112,9 м, ширина 10,2 м, осадка 4 м; общая мощность главных машин 48 000 л.с.; скорость хода максимальная 37 уз;, экономическая - 19 уз.; дальность плавания 1670 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 - 130–мм, 2 - 76,2–мм и 4 - 37–мм орудия, 4 - 12,7–мм пулемета, 2 трехтрубных 533–мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 больших и 24 малых глубинных бомбы, принимал на борт 56 мин; экипаж 246 человек.

17 сентября 1939 г. под командованием старшего лейтенанта А.И. Гурина «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» покинул Кронштадт и по Беломорско–Балтийскому каналу совершил переход в Полярный. 8 ноября 1939 г. он вошел в состав Северного флота.

Во время Советско–финской войны «Гремящий» неоднократно выполнял задания по несению дозорной и разведывательной службы, конвоированию транспортных судов.

22 июня 1941 г. встретил под командованием капитана 3–го ранга А.И. Гурина в составе отдельного дивизиона эсминцев в Полярном. На третий день после начала Великой Отечественной войны корабль вышел в первый поход - эскортировал два транспорта с войсками из Мурманска в Мотовский залив. 13 июля он, совместно с тремя эсминцами, выходил на перехват германских кораблей, разгромивших конвой, эскортируемый СКР «Пассат». 14 июля «Гремящий», совместно с эсминцами «Громкий» и «Стремительный», осуществлял прикрытие с моря высадку тактического десанта в губе Западная Лица.

26 августа в Баренцевом море, восточнее острова Кильдин, была атакована подводной лодкой врага плавбаза «Мария Ульянова», шедшая в охранении эсминцев «Урицкий» и «Куйбышев». Взрывом торпеды у судна оторвало корму. На помощь был послан «Гремящий» совместно с «Громким». Когда корабли подошли к плавбазе, которую на буксире вел «Урицкий», конвой был атакован фашистскими самолетами. Налет длился несколько часов, было сброшено свыше двухсот авиабомб, но из?за интенсивного зенитного огня эсминцев ни одна не попала в плавбазу и корабли охранения. Метким огнем «Гремящий» сбил один «Юнкерс». Плавбаза была приведена в Териберку.

10, 11, 12 и 15 сентября «Гремящий» в составе отряда кораблей участвовал в постановке минных заграждений у берегов полуостровов Средний и Рыбачий, на подходах с моря к участкам берега, удобным для высадки вражеского десанта. Эсминец выставил всего 194 мины КБ.

18, 20 и 22 сентября «Гремящий» из Мотовского залива вел огонь по противнику, осуществляя поддержку приморского фланга 14–й армии.

24–25 ноября в составе англо–советского отряда боевых кораблей (английские крейсер «Кения», эсминцы «Бедуин» и «Интрепид», советские эсминцы «Гремящий» и «Громкий») участвовал в поиске противника в районе остров Вардё - мыс Нордкап. Не встретив противника, отряд обстрелял порт Вардё. «Гремящий» выпустил 87 130–мм снарядов. После открытия ответного огня вражескими береговыми батареями корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий. Отряд благополучно вернулся в Полярный.

С 24 по 28 января 1942 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя QP–6, направлявшегося из Мурманска в Англию. Во время похода лопались трубки главного холодильника, поэтому пришлось поочередно выводить из действия котлы. Затем произошла авария турбины высокого давления. Вернувшись в базу, корабль 5 февраля встал на ремонт на 15 суток.

21 февраля 1942 г. «Гремящий» обстрелял позиции германских войск в районе губы Западная Лица, израсходовав 120 снарядов главного калибра.

С начала 1942 г. основной задачей эсминцев СФ становится эскортирование союзных конвоев. 22–23 февраля «Гремящий» выходил для встречи и проводки в Мурманск конвоя PQ–11, шедшего из Англии. 1–4 марта эсминец участвовал в проводке конвоя QP–8, вышедшего из Мурманска в Англию. 11–14 марта выходил для встречи конвоя PQ–12 и проводки его в Кольский залив, причем 14 марта ему пришлось форсировать сплошной лед.

21 марта эсминец вышел из Кольского залива, сопровождая конвой QP–9. Однако 23 марта в 4.00 в условиях плохой видимости и 8–балльного шторма потерял его и, проискав конвой весь день, возвратился в базу, при этом от ударов волн имел трещины в корпусе.

28 марта «Гремящий» совместно с «Сокрушительным», английскими эсминцем «Ориби» и четырьмя тральщиками вышел для встречи конвоя PQ–13. На следующий день в 6.21 корабли встретили конвой и вступили в его охранение. В 11.21 конвой был обстрелян немецкими эсминцами. Очень плохая видимость не позволила «Гремящему» принять участие в бою, только «Сокрушительный» успел сделать несколько залпов. 30 марта в 19.15 на Кильдинском плесе эсминец обнаружил рубку подводной лодки противника и сбросил на нее 12 глубинных бомб. После бомбометания на поверхности наблюдали плавающую пробку, куски дерева и бумагу. Немецкая лодка «U–435» получила повреждения, но сумела оторваться от преследования. Конвой прибыл в Кольский залив.

10–12 апреля эсминец обеспечивал выход конвоя QP–10 из Мурманска до меридиана 30°. 16–18 апреля он выходил в море для встречи конвоя PQ–14. 27 апреля в 15.50 из Кольского залива в Англию направился конвой QP–11. Для его эскортирования вышли «Гремящий» и «Сообразительный». В 22.40 из Кольского залива вслед конвою вышел английский крейсер «Эдинбург». 30 апреля в 17.20 «Эдинбург» был атакован подводной лодкой «U–456», у крейсера была разрушена корма. Советские эсминцы пришли на помощь поврежденному британскому кораблю, но 1 мая в 3.50 вынуждены были уйти в базу из?за нехватки топлива. 2 мая, приняв топливо, в 8.10 они вновь вышли в море на помощь крейсеру «Эдинбург», но к этому времени тот уже погиб, и «Гремящий» вернулся в базу. 5 и 6 мая эсминец участвовал в эскортировании конвоя PQ–15.

8 мая «Гремящий» осуществлял огневую поддержку действий 12–й бригады морской пехоты в районе мыса Пикшуев, израсходовав 240 снарядов. С 9 мая по 17 июня корабль находился в текущем ремонте. 28 мая, участвуя в отражении массированного налета на Мурманск, эсминец сбил самолет противника.

С 27 по 30 июня совместно с «Сокрушительным», «Грозным» и «Куйбышевым» «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя QP–13 из Кольского залива до меридиана 30° в.д.

23 августа совместно с эсминцем «Сокрушительный» он осуществлял встречу и сопровождение в Кольский залив отряда боевых кораблей союзников - крейсер «Тускалуза» и пять эсминцев. С 25 по 27 августа «Гремящий» участвовал в эскортировании транспорта «Диксон» к губе Белушья на Новой Земле После этого похода эсминец стал в Росте для чистки котлов, одновременно он был включен в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики корабля совместно с береговыми батареями отразили налет на город и сбили три «Юнкерса».

В составе отряда эсминцев «Гремящий» 17 сентября вышел для усиления эскорта конвоя PQ–18. Утром 18 сентября на подходе к мысу Канин Нос конвой был атакован немецкими торпедоносцами и бомбардировщиками (всего в налете участвовали 24 самолета), в полдень налет повторился. Отражая атаки самолетов, «Гремящий» вел огонь всеми калибрами и сбил два самолета. На следующий день корабли и суда попали в 8–балльный шторм, от ударов волн эсминец получил ряд повреждений. 20 сентября он с конвоем прибыл в Архангельск.

14 октября эсминец под флагом командующего флотом вице–адмирала А.Г. Головко выходил из Кольского залива для встречи кораблей ЭОН–18 (лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный»), перешедших на Северный флот с Дальнего Востока 30 октября «Гремящий» попал в 7–балльный шторм со сплошными снежными зарядами. Крен корабля при качке достигал 52°. Затем начали лопаться трубки в котлах, их пришлось выводить из действия и в условиях шторма заглушать лопнувшие трубки. Эсминец вынужден был прервать поход и вернуться в базу.

16 декабря 1942 г. командиром корабля был назначен капитан– лейтенант (впоследствии капитан 3–го ранга) Б.Д. Николаев.

16 января 1943 г. «Гремящий» встал на текущий ремонт, завершившийся 29 апреля. Во время ремонта эсминец неоднократно отражал воздушные атаки на базу, сбив два самолета.

В 1943 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании: 8–10 мая конвоя «КБ–5» из Кольского залива в Архангельск, 17 и 18 мая конвоя КБ–8; 28–31 мая двух транспортов из Кольского залива в Архангельск; 1 и 2 июня трех транспортов из Архангельска в Кольский залив; 8 и 9 июня двух транспортов в Иоканьгу; с 18 по 21 июня конвоя из Белого моря в Арктику. С 29 июня по 2 июля «Гремящий» участвовал в операции по выводу ледоколов из Белого моря в Арктику, а 5 и 6 июля - панамского танкера «Бикон Хил» из Белого моря в Кольский залив. 31 июля и 1 августа обеспечивал выход конвоя «КБ–17» из Кольского залива, 3 августа у мыса Городецкий вступил в охранение конвоя «БА–13», шедшего из Архангельска в Карское море и сопровождал его до Карских ворот, а 5 августа вернулся в Иоканьгу; 8 и 9 августа конвоя «ИБ–30»; 15–17 августа конвоя «БК–14»; 24–27 августа конвоя «КБ–21»; 1–4 сентября конвоя «БК–15»; 7 и 8 сентября конвоя «КБ–22»; 17–19 сентября конвоя «БК–17»; 29 сентября - 1 октября конвоя «КБ–24».

Совместно с эсминцем «Громкий» «Гремящий» 9–16 октября обеспечивал переход транспорта «Марина Раскова» из Молотовска к Новой Земле (конвой «БА–27»). 12 октября эскортируемый транспорт «Мария Раскова» в условиях штормовой погоды потерял руль, и далее «Гремящий» вел его на буксире.

29 октября в 15.50 транспорт «Канин», снимаясь с якоря в Соломбале (Архангельск), ударил в борт «Гремящего», стоявшего на швартовах у причала. В результате эсминец получил надводную пробоину, ряд других повреждений и был поставлен к заводу «Красная Кузница» для аварийного ремонта. С 8 по 12 ноября корабль участвовал в эскортировании конвоя БК–21, а 19 ноября встал в ремонт.

15 января 1944 г. «Гремящий» вышел из ремонта. Вечером 21 января с тремя эсминцами вышел на перехват конвоя противника, обнаруженного воздушной разведкой. Дойдя до мыса Маккаур и не обнаружив противника, отряд 22 января вернулся в Ваенгу.

В январе-июле 1944 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании: 27 и 28 января беломорской группы конвоя «JW–56–А», 29 января танкера из Иоканьги в Кольский залив, 3 и 4 февраля сопровождал конвой «RA–56», направлявшийся из Кольского залива в Исландию, 28 февраля он вышел для встречи конвоя «JW–57» и сопровождал беломорскую группу конвоя до кромки льда и 1 марта вернулся в Полярный; 8 и 9 марта конвоя КБ–2, 27–29 марта конвоя «БК–9», 4 и 5 апреля конвоя «JW–58», 26 и 27 апреля конвоя «БК–12», 28–30 апреля конвоя «RA–59», 11–13 июня конвоя «БК–14», 23–25 июня конвоя «КБ–15», 3–5 июля конвоя «БК–19», 6–8 июля конвоя «БД–1».

24 августа эсминец участвовал во встрече конвоя «JW–59» и эскортировании беломорской группы в Архангельск, куда прибыл 26 августа; 28–30 августа конвоя «БК–30»; 23 и 24 сентября конвоя «JW–60»; 30 сентября и 1 октября конвоя «КБ–29»; 2 и 3 октября конвоя «ИК–15».

9 октября «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» из губы Эйна осуществлял поддержку высадки десанта в губе М. Волоковая. 10 и 11 октября, совместно с эсминцем «Громкий», вел огонь по позициям германских войск и переправе противника через реку в районе Титовки. Всего с 9 по 11 октября израсходовал 715 снарядов.

16 и 17 октября эсминец участвовал в эскортировании конвоя ИК–17. 25 октября «Гремящий» совместно с лидером «Баку», эсминцами «Разумный» и «Разъяренный» вышел на поиск судов противника до мыса Берлевог; не обнаружив противника, корабли обстреляли порт Вардё. За 15 минут наши корабли выпустили около шестисот снарядов. В порту были повреждены три причала и дрифтер, разрушен ряд городских построек. Две вражеские береговые батареи вели ответный огонь.

До конца года «Гремящий» участвовал в эскортировании: 28–30 октября конвоя «JW–61», а 30 октября - 1 ноября конвоя «RA–61»; 3–5 ноября конвоя «КБ–32»; 19–21 ноября конвоя «АБ–15»; 24–26 ноября конвоя «БК–37»; 6–8 декабря конвоя «JW–62».

14 декабря 1944 г. «Гремящий» встал в Молотовске (ныне Северодвинск) в завод № 402 в капитальный ремонт и модернизацию, который завершился в декабре 1949 г. 14 января 1945 г. командиром эсминца был назначен капитан 3–го ранга Б.В. Гаврилов.

Всего за годы войны «Гремящий» выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя 59 850 миль, отразил 112 налетов авиации, сбил 14 и повредил 23 самолета, обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды действовал на морских коммуникациях противника, повредил две подводные лодки.

Первый командир корабля А.И. Гурин 8 июля 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

В апреле 1956 г. эсминец был разоружен и переведен в класс опытовых кораблей. Он трижды участвовал в испытаниях ядерного оружия в 1955 и 1957 гг., после чего был затоплен на мелководье в губе Черная на Новой Земле. 1 марта 1958 г. «Гремящий» был исключен из состава ВМФ.

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ 16 ФЕВРАЛЯ 1810 г. - ДЕНЬ СОЗДАНИЯ ЭКИПАЖА В 1810 г. было произведено коренное преобразование в составе морских команд. Личный состав флота был разделен на экипажи. Такая реорганизация личного состава была связана с климатическими особенностями России.

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» Заложен 19 октября 1913 г. в Николаеве на заводе «Руссуд» под названием «Адмирал Лазарев». Корабль был спущен 8 июня 1916 г., но в конце 1917 г. строительство «Адмирала Лазарева» из?за охватившей страну разрухи прекратилась. 14 декабря 1926 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий» (с 1943 г. - «Вице–адмирал Дрозд») Заложен 26 августа 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 190 (им. Жданова) по проекту 7. Но в марте 1938 г. он был перезаложен по проекту 7–у. Спущен на воду 26 декабря 1938 г., вступил в строй 18 октября 1940 г. и

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Марти» Императорская яхта «Штандарт» после Ледового похода в апреле 1918 г. долгие годы стояла на хранении в Кронштадтском порту. После подавления Кронштадтского восстания 1921 г. она была переименована в «18 марта».В 1933 г. ее перевели к

Из книги автора

Гвардейский быстроходный тральщик Т–205 «Гафель» Заложен 12 октября 1937 г. в Ленинграде на Усть–Ижорской верфи (Заводе № 363) по проекту 53–у. Спущен на воду 29 июля 1938 г., вступил в строй 23 июля 1939 г. и вошел в состав КБФ.Водоизмещение полное 490 т, длина 62,0, ширина 7,2 осадка 2,37 м;

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Крым» 28 сентября 1913 г. в списки судов Гвардейского экипажа был зачислен крейсер «Светлана», а 11 ноября его заложили на Русско–Балтийском судостроительном и механическом АО в Ревеле. 28 ноября 1915 г. крейсер был спущен на воду. В октябре 1917 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный» Заложен 15 октября 1936 г. в Николаеве на Заводе № 200 (им. 61–го коммунара) по проекту 7 под наименованием «Прозорливый», затем перезаложен по проекту 7–у 3 марта 1939 г. Спущен на воду 26 августа 1939 г. 25 сентября 1940 г.

Из книги автора

1–й гвардейский дивизион бронекатеров 1–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии) Дивизион был сформирован в ноябре 1941 г. в составе 1–й бригады речных кораблей Волжской военной

Из книги автора

2–й гвардейский дивизион бронекатеров 2–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 2–й отдельный гвардейский Бобруйский Краснознаменный дивизион бронекатеров 1–й Бобруйско–Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской

Из книги автора

Гвардейский сторожевой катер «СКА–65» Катер типа МО–4 был построен в 1938 г., вошел в состав Морпогранохраны НКВД.Водоизмещение катера полное 56,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2, осадка 1,48 м; мощность механизмов (три дизеля) - 2025 л.с., скорость хода максимальная 26 уз., экономическая 7

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Охотск» «Охотск» был заложен 27 июня 1934 г. в Ленинграде на Заводе им. Марти (Адмиралтейские верфи) в качестве гидрографического судна. Спущен на воду 1 ноября 1935 г. и 10 апреля 1937 г. вступил в строй.В июле-октябре 1937 г. судно под

Из книги автора

Гвардейский монитор «Свердлов» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Вьюга». Секциями она была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июля 1909 г, спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка.

Из книги автора

Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Шквал». Канлодка секциями была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июня 1909 г. спущена на воду в поселке Кокуй на

Из книги автора

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» пр. 58 В конце 1950–х гг. был разработан проект 58 - принципиально нового корабля с мощным ракетным вооружением Корабли имели стандартное водоизмещение 4300 т, поэтому первоначально отнесены к классу эскадренных миноносцев и получили

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» пр. 956 Заложен 23 ноября 1984 г. на заводе им. А.А. Жданова. Корабль спущен 30 мая 1987 г. и вступил в строй 30 декабря 1988 г. С 18 августа 1988 г. он носил Гвардейский Военно–морской флаг, унаследованный от одноименного эсминца пр. 7 и ВПК

Из книги автора

Гвардейский корвет «Сообразительный» В начале 2000–х гг. после долгого перерыва началось строительство крупных надводных кораблей. Корвет «Сообразительный» пр. 20380 был заложен на «Северной верфи» С.–Петербурга 20 мая 2003 г., спущен 31 марта 2010 г. и вступил в строй 14 октября

«Гремящий»

Вскоре после вступления в строй эс­минец «Гремящий» в сентябре 1939 года ушел по Беломорско-Балтийскому кана­лу на Север и 8 ноября прибыл в Поляр­ный. Во время войны с Финляндией нес дозорную службу и сопровождал тран­спорт, непосредственно в боевых дей­ствиях участия не принимал. С ноября 1940-го по май 1941 года корабль про­шел гарантийный ремонт и к моменту нападения гитлеровской Германии нахо­дился в хорошем техническом состоянии.

В ночь на 22 июня 1941 года, в 1.30, по флоту была объявлена оперативная готовность № 1, и «Гремящий» согласно плану рассредоточения немедленно пе­решел из Полярного в губу Ваенга. Здесь на второй день войны он впервые отк­рыл огонь по атаковавшим его немецким самолетам. А 24 июня эсминец вышел в первый боевой поход - правда, непро­должительный: он эскортировал тран­спорты «Моссовет» и «Циолковский» из Мурманска в Титовку. До середины ав­густа «Гремящий» базировался в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время он отразил более 20 воздушных атак, 14 июля его зенит­чики добились попадания 45-мм снаря­да в мотор вражеского бомбардировщи­ка, а на следующий день совместно с береговой батареей сбили фашистский самолет, записав на свой счет первую документально подтвержденную победу.

18 августа «Гремящий» прибыл в Мур­манск, где ему усилили зенитное воору­жение: в придачу к двум 45-мм полуавтоматам добавили пару 37-мм пушек 70-К: одну - на рострах позади дымовой трубы, другую - на юте. Во время этих работ 22 августа корабль подвергся ата­ке с воздуха и получил первые боевые повреждения. От сотрясений, вызванных 8 разрывами 250-кг бомб (в 10 - 15 м от борта), на эсминце были выведены из строя правое 45-мм орудие, оба дально­мера ДМ-4, визир центральной наводки, в нескольких местах лопнули трубы по­жарной и санитарной магистралей, обор­вались антенны и разбились лампы ра­диоаппаратуры. К счастью, из экипажа никто не пострадал.

Четыре дня спустя эсминец ждало еще одно испытание. Срочно отремонтиро­ванный корабль в составе конвоя нахо­дился в море, когда поступило сообще­ние о торпедировании вражеской под­лодкой плавбазы ВВС Северного Флота «Мария Ульянова». Теплоход, сопровож­даемый эсминцами «Урицкий» и «Куйбы­шев», находился восточнее о.Кильдин, когда взрывом торпеды ему оторвало корму. «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» устремился к месту трагедии.

С большими трудностями «Урицкому» удалось взять плавбазу на буксир, но их движение было крайне медленным. Этим не преминули воспользоваться немцы. В течение четырех часов наши корабли подвергались почти беспрерывным воз­душным атакам. «Гремящий» уклонялся от бомб сложным маневрированием. При этом ему удалось прямым попаданием 45-мм снаряда сбить один «Юнкерс-88», хотя опыта борьбы с пикирующими бом­бардировщиками у его моряков тогда практически не было. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб кор­пус эсминца получил множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бом­ба и повреждена дымоаппаратура. Если учесть, что немцы сбросили около полу­сотни бомб весом от 100 до 250 кг, то можно утверждать, что эсминец еще лег­ко отделался. Плавбазе удалось благопо­лучно дойти до Териберки.

В сентябре «Гремящий» занимался в основном постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце месяца четыре раза выходил для обстрела вра­жеских сухопутных позиций на побе­режье. Всего эсминец поставил 194 мины КБ-3 и выпустил свыше 300 130-мм фу­гасных и осколочно-фугасных снарядов. 10 и 11 сентября, следуя к месту минной постановки, корабль потерял два пара­вана - вероятно, задев ими грунт.

До конца года «Гремящий», базиру­ясь в Ваенге, Полярном и Мурманске, многократно выходил на обстрелы вра­жеских позиций, занимался боевой под­готовкой, дважды чистил котлы. Его на­иболее примечательная боевая операция - обстрел норвежского порта Варде, осуществленный в ночь с 24 на 25 нояб­ря совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер «Ке­ния» и 2 эсминца). За 6 минут «Гремя­щий», следуя 21-узловым ходом, выпус­тил 87 130-мм снарядов. После откры­тия ответного огня вражескими берего­выми батареями наши корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий.

В 1942 году первый боевой поход «Гремящий» (24 - 28 января) сопровож­дался неприятными инцидентами. Три раза лопались латунные трубки главно­го холодильника, из-за чего приходилось поочередно выводить из эксплуатации котлы. При включении котла № 2 вслед­ствие гидравлического удара скопивше­гося в трубопроводе конденсата про­изошла авария паровой турбины высо­кого давления. Поскольку требовалось сохранить 20-узловый ход, ТЗА не оста­навливали, и она с сильной вибрацией проработала еще 14 часов 10 минут - вплоть до прибытия эсминца в базу. Повреждения турбины оказались серьез­ными (отклепались от бандажей лопатки трех секций первых трех ступеней, смя­лись ножи уплотнения диафрагмы, носо­вого и кормового сальников, подплавился кормовой подшипник и т.д.), их устра­нение при помощи плавучей мастерской № 104 заняло 15 суток.

21 февраля эсминец в течение 3 ча­сов обстреливал неприятельские пози­ции из губы Ара, израсходовав 121 сна­ряд главного калибра. А с марта основ­ным занятием «Гремящего» стало сопро­вождение конвоев.

Походы, как правило, проходили в сложных погодных условиях. 14 марта «Гремящему» пришлось малым ходом форсировать несколько полей сплошно­го льда и в этот же день впервые атако­вать вражескую подводную лодку (сбро­шено 3 глубинные бомбы). 22 марта во время сопровождения конвоя QP -9 эс­минец попал в 8-балльный шторм. От ударов волн корпус получил ряд повреж­дений. В частности, треснул лист верхней палубы в районе 119-го шпангоута (зазор при качке достигал 3 мм), появилась тре­щина в котельном кожухе на 75-м шпан­гоуте, лопнула труба магистрали пить­евой воды. Из-за сплошных снежных за­рядов транспорты и эскорт потеряли друг друга. 24 марта «Гремящий» вернулся в базу, но через 4 дня вместе с «Сокруши­тельным» и английским эсминцем «Ориби» вновь вышел в море для встречи оче­редного конвоя - на сей раз идущего из Англии PQ -13.

29 марта конвой подвергся атаке гер­манских эсминцев, но очень плохая ви­димость помешала «Гремящему» принять участие в артиллерийском бою, хотя «Со­крушительному» удалось сделать не­сколько залпов. К вечеру эсминцы ока­зались в сплошном поле льда.

На следующий день ветер усилился до 7-8 баллов. В 19.16 на Кильдинском пле­се, несмотря на отвратительную погоду, сигнальщик с «Гремящего» старшина 1-й статьи Н.И.Фокеев на дальности около 10 кбт обнаружил подводную лодку, караулив­шую конвой у входа в Кольский залив. Эсминец на скорости 20 узлов устремил­ся навстречу неприятелю и сбросил в рай­оне погрузившейся субмарины 9 больших и 8 малых глубинных бомб. В момент ата­ки «Гремящий» зарылся в волну так, что ее вершина захлестнула ходовой мостик. Одного комендора, находившегося у второго 130-мм орудия, смыло за борт, а под тяжестью огромной массы воды прогну­лись пиллерсы полубака. Тем не менее бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны по немецким документам удалось установить, что погибшей подлодкой была U -585.

С 10 по 13 апреля «Гремящий» вмес­те с «Сокрушительным» и английскими кораблями эскортировал конвой QP -10. 11 апреля в 14.15 транспорты были ата­кованы самолетами «люфтваффе». При выходе из пике один из «юнкерсов» был сбит прямым попаданием 45-мм снаря­да с «Гремящего». А через полтора часа, во время второго воздушного налета, зенитчики эсминца записали на свой счет еще один Ю-88. Всего за день по фа­шистским бомбардировщикам ими было выпущено 49 76-мм, 66 45-мм, 73 37-мм снарядов и 178 12,7-мм пуль.

Почти весь апрель «Гремящий» нахо­дился в море. 16 и 17 апреля он дважды безуспешно атаковывал немецкие подвод­ные лодки (сброшено 7 глубинных бомб). 30 апреля эсминец вместе с «Сокруши­тельным» вступили в охранение английско­го крейсера «Эдинбург», торпедированно­го германской субмариной U -456. Однако нехватка топлива (вот где сказалась не­достаточная дальность плавания!) заста­вила советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. Когда на следующий день «Гремящий» вновь вышел на помощь крейсеру, было уже поздно: «Эдинбург» добили эсминцы «кригсмарине». «Гремя­щий» вернулся в Ваенгу, но 4 мая вновь вышел в море для встречи конвоя PQ -15. В тот же день он атаковал немецкую под­лодку серией из 19 глубинных бомб (10 Б-1 и 9 М-1). С корабля наблюдали силь­ный взрыв, на поверхности воды появил­ся большой воздушный пузырь и масло, но... после войны факт гибели лодки не подтвердился.

7 мая «Гремящий» обстреливал пози­ции противника из губы Вичаны. Стрельба велась с помощью берегового коррек­тировочного поста. Всего было выпуще­но 238 снарядов главного калибра.

С 9 мая по 27 июня 1942 года «Гремя­щий» прошел текущий ремонт, выполнен­ный силами плавучей мастерской № 104. В ходе ремонта 15 июня 45-мм полуавто­матические пушки заменили 37-мм авто­матическими, а на кормовой надстройке дополнительно установили два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» с во­дяным охлаждением стволов.

Несмотря на ремонтные работы, кораб­лю почти ежедневно приходилось отражать воздушные атаки. За это время зенитчики эсминца сбили три Ю-87 и столько же пов­редили, причем 1 июня в один из «юнкерсов» прямой наводкой угодил 76-мм сна­ряд, на бомбардировщике сдетонировал еще неиспользованный боекомплект, мгновенно уничтожив его. Кстати, тогда же наши моряки впервые попытались применить для противовоздушной обо­роны 130-мм пушки Б-13.

С конца июня «Гремящий» снова при­ступил к охране конвоев. В ночь на 10 июля он вместе с «Сокрушительным» и «Гроз­ным», осуществляя поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ -17, был атакован четырьмя бомбардиров­щиками Ю-88. Два из них выбрали своей жертвой «Гремящий» - 4 бомбы взорва­лись в воде в 4-5 м от его левого борта. От сотрясения вышли из строя гироком­пас, 2-й дальномер ДМ-4, лопнул прием­ный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу. Вечером того же дня он вернулся в Ваенгу.

В течение двух недель «Гремящий», стоя на якоре на рейде Ваенги, отражал почти ежедневные налеты самолетов «люфтваффе». 23 августа один из пуле­метчиков эсминца в пылу боя зацепил очередью «кольта» кормовой дальномер ДМ-3, всадив в него десять 12,7-мм пуль и полностью выведя прибор из строя.

С 25 по 28 августа «Гремящий» конвоировал до Новой Земли транспорт «Диксон», а по возвращении до середи­ны сентября стоял в Росте, производя чистку и щелочение котлов и одновре­менно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики эсминца вместе с береговыми батареями внезапно откры­ли огонь по большой группе бомбарди­ровщиков, летевших в сопровождении истребителей на Мурманск, и сбили 3 «юнкерса». Разъяренные немцы сброси­ли на эсминец 12 бомб, но все они разо­рвались не ближе чем в 50 м от корабля и никакого вреда не причинили.

Но, пожалуй, наиболее успешно про­явил себя экипаж эсминца две недели спустя в открытом море, во время кон­воирования каравана PQ -18. 18 сентяб­ря в 10.35 в районе мыса Канин Нос на транспорты попытались совершить ата­ку сразу 18 торпедоносцев, летевших на предельно малой высоте (6-10 м). На­блюдатели с «Гремящего» - краснофлот­цы Листенев и Лужков своевременно об­наружили противника. Вот тут-то 130-мм пушки «Гремящего» показали себя пре­красным зенитным оружием! Корабли эс­корта открыли огонь из орудий всех ка­либров. В результате примерно из 60 немецких бомбардировщиков (39 Хе-111, 19 Ю-88 и несколько четырехмоторных «Фокке-Вульф» FW -200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 - «Гремящим». При этом конвой потерял лишь один транспорт - сухогруз «Кентукки», в который попала торпеда с «хейнкеля». Расход боеприпа­сов на «Гремящем» составил 72 139-мм, 145 76-мм, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов.

Не пострадав во время боя, «Гремя­щий» на следующий день попал в 8-балльный шторм и получил ряд повреж­дений (лопнула верхняя палуба в районе 173-го шпангоута, сорвало вьюшку на полубаке и т.д.). 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибыл в Архан­гельск, а через два дня ушел в Поляр­ный. 14 октября под флагом командую­щего флотом адмирала А.Г.Головко он выходил в море встречать прибывшие с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсмин­цы «Разумный» и «Разъяренный».

21 октября «Гремящий» опять попал в шторм и вновь потерял обе носовые вьюшки (включая только что установлен­ную), а также кормовой кранец с боеза­пасом. В следующем походе эсминцу досталось еще больше. 30 октября ра­зыгрался 7-балльный шторм со сплош­ными снежными зарядами, к вечеру уси­лившийся еще больше. Крен «Гремяще­го» при качке достигал 52°. Затем нача­лись неприятности: в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрей­ные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать, что в усло­виях жестокого шторма было очень не­просто. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.

С ноября 1942 года «Гремящий» нахо­дился в Ваенге и Мурманске. Экипаж чис­тил котлы, занимался боевой подготовкой и нес службу ПВО. 16 января 1943 года корабль поставили на ремонт на Север­ной судостроительной верфи в Мурманс­ке. 2 марта эскадренный миноносец «Гре­мящий» был удостоен гвардейского зва­ния - как говорилось в приказе, «за про­явленную отвагу в боях за отечество с не­мецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисцип­лину и организованность, за беспример­ный героизм личного состава».

За время ремонта, продолжавшегося до 29 апреля, эсминец десять раз отра­жал воздушные атаки. 10 марта из пуле­мета был сбит истребитель Ме-109, а неделю спустя, 17-го, - еще один само­лет, тип и принадлежность которого ус­тановить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».

В мае - июне «Гремящий» участвовал в семи боевых походах, главным обра­зом это было эскортирование конвоев. 19 июня эсминец успешно отразил атаку «волчьей стаи» немецких подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 130-мм ныряющих снарядов.

Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько со­тен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.

В дальнейшем «Гремящий» использо­вался в основном для эскортирования со­юзных и внутренних конвоев. Исключение составляли две набеговые операции, осу­ществленные в 1944 году. Вечером 9 ок­тября эсминец вместе с «Громким» при­были в Мотовский запив, где состоялось демонстративная высадка десанта (с целью отвлечь противника от направления главного удара). Корабли выпустили по 475 снарядов главного калибра, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.

В ночь на 26 октября «Гремящий» вместе с «Разумным», «Разъяренным» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А.Фокина) участвовал в обстреле пор­та Варде. Огонь велся централизованно, по данным РЛС. Всего было выпущено 597 снарядов (со всех кораблей), но пос­ле того как начали отвечать береговые батареи врага, отряд советских кораб­лей поспешил уйти. Эффект обстрела оказался невелик: известно лишь о пов­реждениях одного находившегося в пор­ту дрифтербота и трех причалов.

Это была последняя боевая операция «Гремящего». Сильно изношенный не­прерывной боевой службой корабль 19 января 1945 года был поставлен на ка­питальный ремонт, продолжавшийся без малого пять лет.

Всего за годы войны самая знамени­тая «семерка» нашего флота выполнила 90 боевых заданий, прошла в боях и похо­дах 59 850 миль, отразила 112 воздушных атак, сбив 14 и повредив более 20 само­летов противника, потопила одну подвод­ную лодку, обеспечивала переходы 63 кон­воев. Командовали «Гремящим» капитан 3 ранга А.И.Турин (до 16.12.1942; 8 июля 1945 года ему было присвоено звание Ге­роя Советского Союза), капитан-лейте­нант, затем капитан 3 ранга Б.Д.Николаев (до 26.6.1944), капитан-лейтенант Б.В.Гаврилов (до 16.7.1944и с 14.1.1945, времен­но исполняющий должность), капитан 3 (позже 2) ранга Е.Т.Кашеваров (с 16.7.1944 по 14.1.1945).

)

Если у "Беспокойного", "Безбоязненного" и "Бурного" . всё же есть какие-то (пусть и незначительные) шансы снова выйти в море, то последним четырём оставшимся во плоти эсминцам пр. 956 надеяться больше не на что. Они исключены из состава ВМФ , их экипажи расформированы (вместо них - вахты обхода или команды "отстоя") , флаги сданы на хранение во флотские музеи , а имена переданы другим кораблям или зарезервированы до лучших времён. Сейчас это - памятники последней эпохи безвременья в истории отечественного военного флота. Будем надеяться, что именно последней , а не крайней.

Глядя на это фото, верится, что для ВМФ РФ всё худшее уже позади, потому что хуже быть просто не может - 12-летний эсминец "Стойкий", затонувший 06.04.1999 у 1-го пирса в Фокино из-за расхищения забортной арматуры (из книги А. Павлова)


7. " Боевой "

Исключён из состава флота, находится в Фокино (1-й пирс) в ожидании утилизации. Самый старый из сохранившихся до сегодняшнего дня эсминцев пр. 956 (28 лет) - передан ВМФ 28.09.1986, флаг поднят 11.10.1986. . В августе 1995 г. завоевал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу в составе КУГ (с "Безбоязненным"). В следующем году "Боевой" снова взял приз в той же номинации, . несмотря на то, что часть его котлов вышла из строя . . В 1997 г. в "Дальзаводе" выполнили ремонт котлов . (Ю. Апальков), и тем не менее в 1998 г. в возрасте 11-12 лет корабль был выведен в резерв (ссылка 3 ).


"Боевой" (б/н 720) и "Безбоязненный" в Фокино, 02.07.2011 (фото от пытливый808 с forums . airbase . ru )

По имеющимся данным, с тех самых пор эсминец не покидал своей "вечной" стоянки у 1-го пирса в Фокино, а 01.12.2010 был исключён из состава флота (russianships . info ). "В связи с тем что корабль использовался (разбирался) как источник запчастей для однотипных эсминцев ТОФ" его техническая готовность по состоянию на 11.03.2013 оценивалась не более чем в 20% от "номинала" (ссылка 3). Факт активного использования "Боевого" в качестве ЗИП-донора подтверждается также сообщениями участников известного морского форума (ссылка 4 , ссылка 5 ).

8. " Гремящий " (б/н 404 )

Исключён из состава флота, . находится в Североморске (предположительно, у 5-го пирса) . в ожидании утилизации. . Кораблю 26 лет - передан ВМФ 30.12.1988, флаг поднят 14.01.1989, переименован в "Гремящий" незадолго до передачи флоту - 18.08.1988 (по данным А. Павлова - 14.09.1988), . до этого назывался " Ведущий ". . 23.04-27.10.1994 прошёл текущий ремонт в 35-м СРЗ с заменой трубок котлов . В период 03.1995-01.1996 периодически выходил в море. В сентябре 1996 г. по состоянию трёх котлов (из 4-х штатных) выход в море был запрещён.

28.03.1997 эсминец вывели из состава сил постоянной готовности в технический резерв 2-й категории в ожидании среднего ремонта, 15.06.1998 сократили экипаж. 18.12.2006 корабль исключили из состава флота (russianships . info ), хотя собирались сделать это ещё в июне 2005 г. (ссылка 6 ). 09.12.2007 наименование "Гремящий" передали однотипному "Безудержному" (ссылка 7 ), а приваренные буквы закрасили шаровой краской. Использовался в качестве "донора". . В 2013 г. корпус эсминца дал течь, по причине чего корабль пришлось отбуксировать в Мурманск (в 35-й СРЗ), . где был произведён аварийный ремонт по герметизации (конвертации) корпуса. 07.09.2013 бывший "Гремящий" вернули на место (ссылка 8 ).


Два бывших "Гремящих" (404 и 406) у одного пирса, Североморск, 10.07.2014 (фрагмент фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, 3250 пикс.)

9. " Гремящий " (б/н 406 )

Исключён из состава флота, находится в Североморске (у того же пирса, что и б/н 404) в ожидании утилизации. Кораблю 23 года - передан ВМФ 25.06.1991 под наименованием " Безудержный ", флаг поднят 12.07.1991, переименован 09.12.2007. 14.04.1997 выходил в море для комплексной проверки боеготовности (возможно, в последний раз). В мае 1998 г. выведен в технический резерв 2-й категории из-за необходимости докования, замены дизель-генераторов и трубок на всех котлах .

По имеющимся данным, 01.12.2012 эсминец был исключён из состава флота (ссылка 3), спуск флага (с последующей передачей на храненее в музей Атлантической эскадры) состоялся 01.05.2013 ( ссылка 9 ). Приведённые даты не слишком хорошо согласуются с тем фактом, что 01.02.2012 на Северной верфи был заложен корвет "Гремящий" пр. 20385 (ссылка 10 , ссылка 11 ), если не предположить, что с момента передачи имени до списания эсминец числился в составе ВМФ под прежним наименованием - "Безудержный" (по крайней мере, официально - согласно приказу главкома).

Так вышло, конечно, не по злому умыслу, но с именем "Гремящий" путаница получилась основательная. Рассказывают анекдот, как "в одном ведомстве люди, далёкие от ВМФ, впали в ступор, когда им принесли документы на утилизацию сразу двух "Гремящих" (ссылка 12 ). Тем временем, на "404-м" и "406-м", продолжающим украшать собой гавань Североморска, по праздникам по-прежнему поднимают флаги расцвечивания (ссылка 13 ), а в некоторых сообщениях пресс-службы Минобороны гвардейский эсминец "Гремящий" всё ещё числится в составе 43 дрк СФ (ссылка 14 ).

10. " Расторопный "

Исключён из состава флота, . находится в Военной гавани Кронштадта . в ожидании утилизации. . Кораблю 25 лет - передан ВМФ 30.12.1989, флаг поднят 23.03.1990. Последний выход в море состоялся , скорее всего, 20.08.1996 , когда из всех задач боевой подготовки была выполнена только артиллерийская стрельба, т. к. из-за плохого технического состояния котлов пришлось вернуться в базу (в дальнейшем выход в море запрещён). 31.12.1997 выведен в тенический резерв 2-й категории, 18.01.1998 выгружен боезапас.


"Расторопный" во время буксировки с Северной верфи в Кронштадт, 16.09.2014 (фото Алексея Акентьева vs kuleshovoleg , 2560 пикс.). Один из редких снимков эсминца пр. 956 с ангаром (укрытием для вертолёта) в рабочем (раздвинутом) положении

В начале ноября 2000 г. , совершив (на буксире?) межфлотский переход, корабль прибыл на Северную верфь (СПб) для прохождения среднего ремонта. Ремонтные работы начались через два-три месяца и продолжались в течение полугода, после чего были свёрнуты по причине прекращения финансирования. Иногородние офицеры "всеми правдами и неправдами пытались вырваться из завода обратно на Север... Экипаж вёл минимальные работы собственными силами" (ссылка 6 ). Из-за отсутствия средств ремонт был заморожен на долгие 14 лет (считая со дня прибытия).

По одним данным, эсминец был списан 08.08.2012 ( russianships . info ), по другим - давно поданные документы на списание на 29.05.2013 так и не были подписаны (ссылка 15 ). Надо полагать, что присутствие в акватории предприятия "постороннего" объекта и отсутствие денег на его ремонт с каждым годом всё больше раздражало руководство Северной верфи, что стало причиной судебной тяжбы между СВ и Министерством обороны (ссылка 16 ). В конце концов, проблема с "Расторопным" была решена - 16.09.2014 . корабль отбуксировали в Военную гавань Кронштадта. . Есть не вполне достоверная информация, что на 20.12.2014 с него уже демонтировали кормовую башню (ссылка 17 ).

Помимо прочего, использована информация с RussianShips . info ( ссылка 18 ), из книги А. Павлова "Эсминцы первого ранга" (Якутск, 2000) . и справочников Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", Том II , Часть I (СПб, 2003) и "Ударные корабли" (М., 2010).

Другие фото: