Чем сервер отличается от обычного пк. Разница между сервером и обычным компьютером Из чего состоит сервер

Чем сервер отличается от обычного пк. Разница между сервером и обычным компьютером Из чего состоит сервер
Чем сервер отличается от обычного пк. Разница между сервером и обычным компьютером Из чего состоит сервер


Сервер
- это компьютер, выполняющий глобальные функции, обслуживающие работу пользователей или работу других компьютеров.

Функции сервера

Существует огромное количество функций у серверов. Вот основные из них:

  • файловый;
  • почтовый;
  • web-сервер;
  • сервер баз данных;
  • сервер видеонаблюдения;
  • шлюз интернета;
  • контроллер домена;
  • сервер сетевых служб;
  • сервер удаленного доступа и т.д.

Таким образом сервер - это компьютер, который выполняет какую-либо функцию или задачу.

Например, почтовый сервер - это сервер, точнее компьютер , который управляет работой всей почты, на котором хранится вся электронная почта. Или, например, файловый сервер. Это сервер, т.е. компьютер на котором хранятся файлы пользователей.

Чем отличается сервер от обычного компьютера с аппаратной точки зрения?

Если сравнить сервер в аппаратном плане и обычный компьютер, то серверы как правило очень мощные, т.е. на них стоят мощные процессоры, большой объем оперативной памяти, большой объем жестких дисков, хорошая система охлаждения и т.д. Т.е. сервер можно назвать мощным компьютером.

Но почему сервер - это сервер, а мощный компьютер - это мощный компьютер, в чем отличия?

Сервер, по сути говоря, это тот же самый компьютер, только на нем установлена другая программа.

Нужно разграничить: есть оборудование для серверов и есть оборудование для обычных компьютеров.

Оборудование для серверов как правило очень мощное, отказоустойчивое и рассчитанное на круглосуточную бесперебойную работу без выключения. Соответственно оно более дорогое.

Сервер с программной точки зрения

Еще раз, сервер - это по сути обычный компьютер, который выполняет какие-то функции или задачи . Например, сервер почты, на котором хранится почта и управляется вся почта; сервер телефонии, который управляет телефонией и всеми функциями, связанными с телефонами; файловый сервер, на котором хранятся файлы и данные, который выполняет функцию хранения и т.д.

С программной сточки зрения, сервер - это обычный компьютер. Т.е. можно взять любой компьютер и сделать из него сервер. Но, как я писал выше, он будет не надежный и вероятно будет медленно работать.

За функцию сервера отвечает программа, которая на нем установлена. Например, если это почтовый сервер, то на компьютер устанавливается программа, которая управляет работой почты. Тип этих программ называется почтовый сервер. Если это файловый сервер, то соответственно за его работу отвечает программа, которая управляет процессом хранения файлов и отвечает за работу. Т.е. само по себе оборудование функций сервера никакого не несет. На него нужно поставить какую-либо программу, которая эту функцию будет выполнять. А само оборудование - это ресурс аппаратный.

Если грубо классифицировать, то для серверов существует 2 варианта операционной системы - это Windows и Linux (все *NIX подобные системы). Если коротко, то операционная система - это базис, который управляет компьютером.

В зависимости от функций, надежности и задач, которые требуются от сервера, выбирается операционная система.

У Linux есть два очень больших плюса:

  • Во-первых, Linux абсолютно бесплатна!
  • Во-вторых, Linux очень надежна.

Обычно слово “сервер” пользователей пугает. Представляется какая-то махина, вроде ЭВМ середины прошлого века, занимающая залы и требующая обслуживания толпами сосредоточенных программистов. И представляется она где-то далеко, и с обычной человеческой жизнью не связана, решает жутко специфические задачи. На самом же деле компьютер-сервер имеет с привычными нам ПК гораздо больше общего, особенно если сервер маломощный и обслуживает не гигантскую корпорацию, а локалку уровня подъезда или небольшой офис.

Определение

Сервер , или компьютер-сервер — компьютер, соответствующий определенным задачам и условиям, обрабатывающий запросы других компьютеров, включенных в одну сеть, и снабженный соответствующим программным обеспечением.

Под обычным компьютером понимают домашний или офисный ПК стандартных характеристик, вне зависимости от участия в локальной сети.

Сравнение

Разница между сервером и обычным компьютером исходит из задач того и другого. Сервер, как обслуживающий всех участников сети, должен быть более производительным, чтобы обрабатывать запросы максимально быстро. Чем шире сеть, тем мощнее сервер. Для организации небольшой сети какие-то аппаратные спецификации не понадобятся, достаточно серверного ПО, управляющего множественными подключениями и обеспечивающего удаленный доступ к ресурсам. Для более серьезных задач и конфигурация должна быть соответствующей: серверные многопроцессорные материнские платы, оперативная память большого объема, множество накопителей, все это должно быть заключено в хорошо вентилируемый корпус.

Серверу, в отличие от домашнего ПК, не нужны мощности графики, чаще всего видеокарта у него отсутствует, а монитор подключается к интегрированной. Сервер может работать столько, сколько понадобится владельцам, но чаще всего бесперебойно по графику 24/7, так что система охлаждения и система питания должны быть устойчивы к перегрузкам, не говоря уже об электронике самого важного элемента — накопителей. Кроме того, жесткие диски в серверные станции устанавливаются специальные, производители зачастую их маркируют. Отличаются они огромным количеством оборотов — 10000, и стоят гораздо дороже тех, которые устанавливают в ПК. Вообще все комплектующие для сервера — дороже, и обслуживание его обходится недешево, учитывая, что энергоемкая система не выключается в течение длительного времени.

Кроме того, сервер требует внимательного отношения к созданию резервных копий, и бэкапы на нем — дело постоянное, даже если он обслуживает не рабочую сеть, а домашнюю. Для этого, помимо программных средств, используют возможности подключения накопителей в RAID.

Выводы сайт

  1. Сервер обслуживает множество подключенных компьютеров.
  2. Сервер демонстрирует более высокую производительность.
  3. Сервер предполагает наличие специальных комплектующих.
  4. Сервер игнорирует графические возможности систем.
  5. Сервер — удовольствие дорогое.

Современные компьютерные вычислительные и локальные сети имеют либо одноранговую (когда все узлы связаны напрямую и равноправны), либо иерархическую структуру, одним из видов которой является клиент-серверная архитектура. Представление об организации такой модели основано на понимании, чем отличается клиент от сервера, и разделении ресурсов.

Сервер – компьютер, обслуживающий другие компьютеры в сети и предоставляющий им свои ресурсы для решения определенных задач.

Клиент – компьютер, использующий ресурсы сервера и предоставляющий пользователю возможность взаимодействия с системой и сетью.

Эта же схема используется при организации сетевых приложений, только в роли основных узлов выступают серверная и клиентская части софта.

Сравнение

Наглядно эту модель взаимодействия можно представить, вспомнив многопользовательские программы и игры: мы запускаем на своем устройстве клиентское приложение и видим на экране ферму, танки или собственную фотогалерею в Dropbox. Если нет подключения к глобальной или локальной сети (в зависимости от места размещения), кормить коров и сражаться в команде не получится: все файлы и данные хранятся на сервере.

В рамках небольшой домашней или офисной сети, построенной по иерархической модели, отличие клиента от сервера может лежать исключительно в плоскости программного обеспечения. Первый отправляет запросы, второй их обрабатывает и возвращает результат; все процессы осуществляются посредством установленных на компьютеры приложений. Технически машины могут быть любыми, если ПО не требует высокого уровня производительности комплектующих. Для выполнения ресурсоемких задач в качестве сервера используется мощный ПК, тогда как рабочая станция должна лишь быть удобной пользователю и обеспечивать работу коммуникационных каналов.

У компьютеров, выполняющих серверные роли в сети с большим количеством клиентов, аппаратная часть обычно усилена несколькими массивами накопителей с высокой скоростью чтения и записи данных. Также эти машины снабжены максимально возможными объемами оперативной памяти. Зато периферийные устройства для них лишние: мониторы, клавиатуры, мыши, аудиосистемы ввиду отсутствия прямого контакта с пользователем просто исключены из системы.

Итак, в чем разница между клиентом и сервером функционально? Первый инициирует работу программного обеспечения (при участии пользователя или без такового), второй ожидает от него запроса. Клиенту известен полный адрес сервера и способ обращения к нему, а тот получает сведения о клиенте после начала взаимодействия. Рабочие станции могут отключаться по расписанию или желанию пользователя, серверный ПК же работает всегда (или пока запущено серверное приложение). Неработоспособность одного из клиентов ни на что не повлияет, тогда как выход из строя серверного оборудования означает недоступность обслуживания для всех подключаемых к нему узлов сети.

Таблица

Клиент Сервер
Отправляет запросы серверу по сети Получает запросы, обрабатывает и возвращает результат клиенту
Установлено клиентское ПО Установлено серверное ПО
Требования к аппаратным ресурсам системы минимальны В зависимости от количества клиентов и сложности задач требует соответствующей производительности
Напрямую взаимодействует с пользователем Не взаимодействует с пользователем, поэтому может не иметь периферийных устройств
Может включаться и отключаться произвольно Работает всегда, пока есть необходимость обслуживания клиентов
Заранее известен способ обращения к серверу и его адрес Получает сведения о клиенте из запроса

Вопрос о различии сервера и обычного компьютера возникает у любого программиста или разработчика: иногда в виде простого интереса, иногда в виде практической задачи. Жаль, что разницы не знают многие руководители, пытаясь организовать сложные системы управления уровня предприятий на базе офисных ПК. И после этого они долго удивляются, почему что-то «не так» работает.

Сервер, в первую очередь, это сетевой компьютер, задача которого состоит в распределении ресурсов для обычных компьютеров в своей сети . Если сеть небольшая, то сервером может быть и обычный ПК. Здесь между компьютерами нет разницы, зато в софте есть – на сервере используется серверный вариант операционной системы, а также дополнительные службы и программы, которые тоже называют серверами: почтовыми, web, DHCP и т.д. С ростом сети мощь сервера должна пропорционально увеличиваться, и именно поэтому приходится искать магазины, торгующие серверным оборудованием. А оно понадобится обязательно:

  • Более мощные корпуса. У серверов размеры материнских плат значительно больше за счет избытка подключаемых интерфейсов и числа процессоров.
  • Большее количество блоков питания. Часто используются 2-3 БП, причем допускается их горячая замена. Вообще, корпуса и блоки питания серверов часто размещают в специальных стойках, и «штатные» подключаемые блоки могут резко повышать масштабируемость сервера.
  • Скоростное сетевое оборудование. Именно в окрестностях серверов проложены самые быстрые кабели и прочие интерфейсы.
  • Жесткие диски, память. Серверные программы очень прожорливы в плане потребления ресурсов, поэтому дисковая память здесь измеряется десятками и сотнями терабайтов, а оперативная – 32-64 и более гигабайтов. Причем для серверов оперативная память выпускается с контролем ошибок – ECC, и для ПК она непригодна.

В общем, аппетиты сервера растут в зависимости от многих факторов. Цена за сервер увеличивается гораздо быстрее, поэтому часто серверы не покупают, а арендуют. Тем более, что не каждое предприятие может позволить себе содержать профессиональные кадры для его настройки и круглосуточного сопровождения, а также содержание специального помещения – серверной, где должен быть обеспечен идеальный микроклимат для оборудования.

Что интересно, желания многих игроманов «поиграть на сервере» невыполнимы, так как в играх ключевым фактором является графика, а в серверах графика, включая мониторы – вещь ненужная, и используется только для контроля состояния системы. Так что игрокам придется довольствоваться обычными ПК с 2-3 процессорами, в то время как сервер легко использует сотни процессоров.

Известно, что обычный персональный компьютер вполне можно использовать для хостинга веб-сайтов. Достаточно подключить стандартную "персоналку" к хорошему интернет-каналу и оставить ее работать 24 часа в сутки. В некоторых случаях это самое приемлемое и вполне подходящее решение, но не всегда. В этой статье мы попробуем разобраться, чего не хватает обычному ПК, чтобы стать полноценным сервером для веб-хостинга.

Что такое сервер и чем он отличается от обычного ПК? Сервер (от англ. to serve - служить) - это специализированный компьютер, который специально "заточен" на выполнение тех или иных задач. Проще говоря, на типичном сервере для хостинга вы никак не сможете играть в компьютерные игры. Да и монитора у него нет, ведь для хостинга экран не нужен. Собственно, когда мы рассматриваем различия между сервером и ПК в качестве хостинг-системы, то мы говорим именно о специализации сервера. Посмотрим, в чем она заключается и насколько это важно. Готовы ли мы многократно переплачивать, чтобы получить ее?

Специализация сервера обеспечивается благодаря двум главным факторам: повышенная производительность и избыточная надежность. Существует целый ряд особых технологий, которые встречаются только в серверах. Кстати, многие из них в будущем имеют все шансы перекочевать на рынок обычных ПК, как это уже неоднократно происходило раньше. Перечислим вкратце эти "особые" серверные технологии.


Процессор

Для нормального хостинг-сервера одного процессора явно мало, потому что современные веб-приложения очень требовательны. Значительных вычислительных ресурсов требует выполнение скриптов, а также столь модная ныне технология Ajax, из-за которой возникает постоянный поток XMLHttpRequest-запросов. К многопроцессорности толкает сама природа веб-сервера, то есть одновременное обслуживание множества пользователей. Эта задача идеально поддаётся распараллеливанию.

Для серверов предназначены специальные процессоры, например, Intel Xeon, которые отличаются от типичных "пентиумов" поддержкой более скоростной шины процессора, увеличенным размером кэша.


Память

В хостинг-серверах применяются специальные серверные чипсеты (например, Intel E7520 и E7320), которые работают с более быстрой оперативной памятью типа DDR-2. Такая память имеет бОльшую пропускную способность, чем память обычного типа, которая используется в персональных компьютерах. Дистанционное управление сервером тоже обеспечивается за счёт специального чипсета.

Естественно, серверный чипсет поддерживает бОльшие объемы памяти, чем обычный чипсет домашнего ПК. Все серверные чипсеты поддерживают память с контролем четности (ECC).


Шина

Шина - одно из тех "узких" мест, которые не дают использовать обычный ПК в качестве высокопроизводительного веб-сервера. Дело в том, что обычная шина PCI имеет пропускную способность 133 МБ/с, в то время как стандартная гигабитная сетевая карта, которая ставится в серверную стойку хостинг-провайдера, имеет пропускную способность 125 МБ/с. Как видим, даже одна такая карта будет "съедать" все ресурсы шины PCI, почти ничего не оставляя, например, винчестеру. Ну а две карты вообще не смогут работать на полную мощность. А ведь это критически важно, если на ваш сайт вдруг поступает мощный поток запросов от интернет-пользователей. Конечно, далеко не каждый сайт становится настолько популярным, но ведь на одном хостинг-сервере "живут" десятки, а то и сотни сайтов.

Вот почему в сервере хостинга используется несколько независимых шин, обычно стандарта PCI-X (пропускная способность 4 ГБ/с в версии PCI-X 2.0) или PCI Express (до 16 ГБ/с).


Жесткий диск

Традиционно в серверах используют более быстрые винчестеры с интерфейсом SCSI с пропускной способностью до 320 МБ/с. Кроме высокой скорости, этот интерфейс имеет и другие плюсы: "горячая" замена дисков, подключение до 15 устройств на один канал.

Диски SCSI отлично подходят для организации RAID-массивов, то есть систем из нескольких жёстких дисков с избыточным копированием информации. Используя такие массивы, можно практически на 100% гарантировать, что информация не будет утеряна даже в случае выхода из строя одного из дисков.


Корпус

Хостинг-сервер выглядит совершенно не так, как обычный ПК. Дело в том, что для серверов используются другие типы корпусов, которые помещаются в шкафы-стойки (racks). Эти корпусы так и называются: "стоечные" (rackmount). В шкаф их можно поместить несколько десятков. Форм-фактор корпуса измеряется в "юнитах": один юнит (1U), два юнита (2U) и т.д., что соответствует количеству стандартных слотов, которые сервер занимает в шкафу. Один юнит (то есть высота стоечного корпуса) равняется 44,5 мм.

Материнские платы в серверах имеют иной форм-фактор (Server System Infrastructure, то есть SSI), который не встречается в обычных ПК. Платы формата ATX (E-ATX) в серверах сейчас используются редко.


Удаленное управление

Для хостинг-сервера очень важно обеспечить возможность удаленного управления через сеть, а также удаленной диагностики оборудования, ведь сервер обычно находится далеко от нас, а не стоит рядом с кроватью. Да и монитора у него нет, как мы уже говорили, так что в любом случае управлять и настраивать сервер придётся по сети.

Типичный хостинг-сервер позволяет нам через Интернет посмотреть всю информацию о его работе: температуру процессора и материнской платы, скорость вращения вентиляторов, полную статистику о сетевой нагрузке. Обычно настраивается даже отправка критических сообщений (например, о перегреве) по электронной почте или SMS. Сисадмин может даже выключить или перезагрузить сервер через Интернет.

Итак, что же лучше использовать для хостинга - специальный сервер или обычный персональный компьютер? Ответ совсем неочевиден, вот почему многие хостинг-провайдеры работают на обычных персональных компьютерах - и совершенно не стесняются. Такой подход гораздо проще и экономичнее, хотя о какой-то надежности и производительности здесь говорить не приходится. Использование специализированных серверов позволяет обеспечить надежность и производительность, но обойдется дороже.

Анатолий АЛИЗАР

Материал подготовлен при содействии хостинг-провайдера