Система диспетчерского управления. I-DS Система диспетчерского управления Комплекс диспетчеризации лифтов

Система диспетчерского управления. I-DS Система диспетчерского управления Комплекс диспетчеризации лифтов
Система диспетчерского управления. I-DS Система диспетчерского управления Комплекс диспетчеризации лифтов

УДК 614.8:351.86+519.8

Проблемы организации информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб в процессе создания Системы-112

В. Н. Зубков, С. В. Агеев, О. В. Денисов, В. В. Тыминский, А. С. Акульшин Аннотация

В статье изложены основные проблемы создания и функционирования информационных систем экстренных оперативных служб.

Ключевые слова: Система-112, вызов экстренных служб, единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования, поддержка принятия решения, автоматизированные средства.

Problems of the Organization Information Interaction of Emergency Field services in the Course of Creation of sistemy-112

V. Zubkov, S. Ageev, O. Denisov, V. Tyminsky, A. Akulshin, Abstract Abstract

In article the basic problems of creation and functioning of information systems of emergency field services are stated.

Key words: System-112, call emergency services, united dispatch office of the municipal entity, decision support, automated tools.

Задолго до идеи создания Системы-112 в России появились и до настоящего времени существуют различные службы, которые осуществляют прием вызовов от населения о различных происшествиях и организовывают экстренное реагирование на них. При этом заявитель сам квалифицирует проблемное событие, по которому желает получить помощь с известной ему компетенцией оперативной службы и сам выбирает, какой экстренной службе адресовать свою проблему по одному из специализированных номеров служб (01, 02, 03, 04 и т. д.). Как правило, это не вызывает каких-либо сложностей. Случаи обращения «не по адресу» не являются системными, и их количество не превышает обыч-

ное количество ложных сообщений, получаемых данными службами.

В тех случаях, когда требуется комплексное применение сил и средств нескольких оперативных служб, различными совместными приказами, инструкциями, регламентами и соглашениями организовано достаточно эффективное взаимодействие по линии дежурных (диспетчерских) служб.

С целью оптимизации работы диспетчерского состава по приему, обработке, регистрации сообщений и организации оперативного реагирования на них в ведомствах разработаны и эффективно применяются различные алгоритмы и правила. В современных условиях

практически везде регистрация сообщений и действий сил и средств по реагированию на них, а также учет результатов реагирования ведется в электронной форме (от простых форм в формате Word или Excel до неких «программ», разработанных, как правило, ведомственными специалистами на местах). Для разработки полноценных диспетчерских комплексов всегда требуются специалисты высокого уровня и различных направлений в области информационных технологий, поэтому таких систем на самом деле сегодня немного. При этом даже в рамках одного какого-нибудь ведомства нет единого подхода, поэтому разные подразделения на территориях оснащены различными системами различных разработчиков, с различным уровнем проработки функционала, различной степенью автоматизации. Это вызывает удивление, т. к. структура подразделений всех рассматриваемых ведомств строго централизована от федерального до муниципального уровней, во всех ведомствах имеются утвержденные данными ведомствами алгоритмы и правила приема, обработки сообщений, организации реагирования на них, учета результатов и статистики, единые для всех подразделений данного ведомства во всех субъектах.

Необходимо отметить, что МЧС России и МВД России предпринимали и предпринимают усилия по созданию систем и комплексов, автоматизирующих оперативно-диспетчерские функции, однако централизованно разрабатываемые и внедряемые в данных ведомствах системы носят характер скорее информационно-справочный и учетно-статистический, чем оперативно-диспетчерский и управляющий.

При этом следует заметить, что алгоритмы и правила приема, обработки, регистрации сообщений, организации реагирования на них силами и средствами, учет результатов реагирования (разрешения ситуаций) принципиально не различаются во всех экстренных оперативных службах. Подтверждением данному выводу может послужить и понимание хронологии действий любых служб при реагировании на сообщение о происшествии, относящееся к их компетенции:

а) прием, обработка и регистрация сообщений;

б) организация реагирования на сообщение - диспетчеризация сообщения до служб (подразделений, должностных лиц), компетентных их разрешить;

в) контроль (отслеживание) действий по реагированию, координация действий различных участников, осуществляющих непосредственно реагирование подчиненными силами и средствами;

г) информационная поддержка принятия решений (при необходимости) участникам реагирования;

д) регистрация промежуточных и конечных результатов; формирование статистической отчетности, ведение базы данных происшествий.

Это позволяет предположить, что возможна разработка единого программно-аппаратного комплекса, автоматизирующего на единых принципах данный процесс во всех экстренных оперативных службах или в любой из них.

Проведенный анализ используемых в различных министерствах и ведомствах РФ систем, автоматизирующих процесс оперативно-диспетчерского управления,

не выявил на сегодняшний день наличия какой-либо автоматизированной системы, объединяющей в большей или меньшей степени различные дежурные и дежурно-диспетчерские подразделения оперативных служб на единой организационной и программно-технической платформе, на единых принципах управления. Такой подход в значительной мере затрудняет организацию взаимодействия между дежурными подразделениями внутри ведомства, а тем более с ДДС других ведомств.

С появлением идеи (концепции) создания Систе-мы-112 появилась возможность создания программно-технической и информационной платформы, объединяющей все ДДС экстренных оперативных служб (и, возможно, не только экстренных) в единое информационное пространство (или даже сообщество «e-emergency» - электронные экстренные службы) с целью удобного для населения вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна» и организацию комплекса мер, обеспечивающих ускоренное реагирование и улучшение взаимодействия оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествии) от населения. Унифицированный программно-технический комплекс Системы-112 смог бы стать программной основой (модулем) для организации информационного взаимодействия ДДС оперативных служб в субъектах РФ.

Таким образом, Система-112 может стать информационно-коммуникационной платформой объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) субъекта.

Однако вначале, исходя из задач и функций, возлагаемых Концепцией на Систему-112, необходимо уяснить, что такое Система-112: информационная (информирующая), диспетчерская, управляющая система или все вместе, а затем определить роль и место данной системы среди иных систем субъекта, реализующих аналогичные и смежные задачи и функции.

Система, принимающая и обрабатывающая сообщения (информацию) от заявителя по определению ГОСТа, является информационной и в подтверждении или доказательстве данного факта не нуждается. Также Концепция среди задач Системы-112 четко выделяет диспетчерские - прием сообщений и передачу информации о происшествии в ДДС в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования; регистрацию и документирование всех входящих и исходящих сообщений, формирование статистической отчетности по сообщениям. Из определений Концепции следует, что Система-112 по возложенным на нее задачам является оперативно-диспетчерской системой.

Какова же роль и место оперативно-диспетчерской Системы-112 в общей структуре подразделений и служб субъекта, реализующих в соответствии с компетенцией и возложенными полномочиями аналогичные оперативно-диспетчерские функции?

Концепция определяет Систему-112 как террито-риально-распределенную информационную систему, предназначенную объединять на основе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы экстрен-

ных оперативных служб (служба пожарной охраны; служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; служба милиции; служба скорой медицинской помощи; аварийная служба газовой сети; служба «Антитеррор»).

В описании алгоритма действий операторов «112» усматриваются управленческие функции, а также предусматривается управленческая вертикаль; поэтому можно считать, что Система-112 является информационно-управляющей.

На почве согласия или отрицания такого подхода происходит большинство споров.

С нашей точки зрения Система-112 является в повседневном режиме работы информационной системой, но при переходе в режим «ЧС» она должна иметь возможность перехвата функции управления, что в общем-то и заложено в Концепции.

Окончательно свести вместе позиции сторонников Системы-112 как информирующей и рассматривающих ее как управляющую, позволит разработка нормативно-правового акта, возможно Типового положения об ОСОДУ субъекта или самой Системы-112, где найдет отражение и законодательное закрепление роль и место ЕДДС и каждой экстренной оперативной службы. В свою очередь понимание целей, задач и функций ОСОДУ в целом и отдельных ее элементов, особенно ЕДДС, позволит подготовить технические требования к программно-аппаратному комплексу, автоматизирующего процессы управления и межведомственного взаимодействия между отдельными элементами системы.

В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией создания Системы-112 ее построение должно базироваться на ЕДДС муниципальных образований. Поэтому одним из ключевых моментов при создании Системы-112 является определение статуса и нормативно-правовой основы ЕДДС.

Проведенный анализ создаваемых в субъектах РФ ЕДДС показал, что, как правило, они не имеют никакого штата и тем более юридического статуса (самостоятельного юридического лица, организации), а являются какими-то нештатными подразделениями при администрации. Такой подход занижает роль и место ЕДДС в системе экстренного реагирования на ЧП, а также не позволяет правильно организовать финансовое обеспечение данной службы, а следовательно - и системы в целом.

Проведенный анализ форм и методов создания ЕДДС показал, что наиболее рациональным является создание ЕДДС на штатной основе как некое самостоятельное юридическое лицо, например специальное муниципальное учреждение, или же в составе аварийно-спасательного формирования, которое также является муниципальным учреждением.

В зависимости от административно-территориального деления региона и численности населения в муниципальных образованиях возможно создание таких учреждений в каждом районе или одного - на весь субъект с филиальной сетью в других районах.

Такой подход, на наш взгляд, позволит решить проблемы как организационного характера при создании Системы-112, так и в дальнейшем решить вопрос с ба-

Также одним из ключевых моментов при создании Системы-112 является оценка готовности информационно-коммуникационной (ИК) инфраструктуры региона к возможности использования современных информационных технологий (ИТ) в системе вызова экстренных служб. Как показал анализ, каналы связи между ДДС экстренных оперативных служб в большинстве субъектов РФ были созданы в 60-е годы и физически изношены, что приводит периодически к проблемам по доведению оператором связи вызова до экстренных служб, а тем более организации передачи информации (данных), дежурно-диспетчерский персонал не владеет современными информационными средствами и технологиями. По Концепции Система-112 это многофункциональная информационно-коммуникационная территориально-распределенная система, которая предполагает создание развитой и современной телекоммуникационной составляющей, т. е. оптоволоконных каналов передачи данных, с достаточно большой пропускной способностью и надежностью, внедрение WEB-технологий в систему передачи данных и вызовов между ЕДДС и ДДС.

Поэтому для выбора регионов с целью поэтапного внедрения Системы-112 в настоящий момент необходимо разработать методику оценки готовности регионов, в том числе ДДС экстренных служб, к внедрению Системы-112, являющейся, на наш взгляд, одной из составляющих (сегментом) создаваемого в России информационного общества.

Анализ развертывания и функционирования Си-стемы-112 в пилотных регионах показал, что наиболее важной в плане организации информационного взаимодействия ведомственных ДДС является подсистема приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в единую дежурно-диспет-черскую службу. В состав указанной подсистемы входит центр обработки вызовов (ЦОВ).

Подсистема приема и обработки вызовов, или так называемая диспетчерская подсистема, является управляющей подсистемой в автоматизированной системе (АС) ЕДДС.

В настоящее время возможны несколько программно-технических вариантов построения данной подсистемы с точки зрения организации межведомственного взаимодействия.

Рассмотрим два наиболее часто встречающихся варианта.

Вариант 1

В ДДС экстренных служб (01, 02, 03 и т. д.) уже имеются свои ведомственные диспетчерские системы.

В этом случае должно создаваться специальное программное обеспечение (СПО) по обработке вызовов для ЦОВ на базе ЕДДС и для ДДС экстренной оперативной службы, территориально соответствующей ЕДДС. На практике это может быть реализовано размещением в ДДС удаленного клиентского рабочего места с СПО ЦОВ ЕДДС дополнительно к ведомственному

АРМ по приему сообщений о происшествиях или в лучшем случае разработкой специального интеграционного программного модуля для обеспечения информационного взаимодействия СПО ЦОВ ЕДДС со специальным программным обеспечением ДДС экстренных служб.

Положительным в таком решении является то, что развертывание системы и внедрение ее в ДДС происходит без коренной ломки уже имеющихся ведомственных автоматизированных средств, доказавших пользователям свою эффективность практической эксплуатацией.

Недостатки данного подхода определяются непосредственным способом его реализации. Так, например, при размещении в ДДС экстренной службы дополнительного клиентского АРМ с СПО ЦОВ ЕДДС оператору придется обрабатывать сообщения, поступившие по линии Системы-112 и по ведомственной системе, раздельно. Для выравнивания статистики в обеих системах оператору придется вручную переносить информацию из одной в другую, что не только не ускоряет процесс обработки сообщений и реагирования на них, но склоняет оператора в определенном смысле к «саботированию» новой системы, отдавая приоритет работе пусть и не современной и менее функциональной, но более знакомой старой системе. Кроме того, одной из задач, стоящих перед Системой-112, является «гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза», а в соответствии с Европейскими требованиями у оператора должно быть одно автоматизированное рабочее место (одна клавиатура, мышь и т. д.). Внедрение интеграционных модулей проблематично по иной причине. Простой подсчет количества ДДС потенциальных объектов интеграции показывает, что на практике в лучшем случае придется интегрироваться с четырьмя-шестью АС в субъекте - служб 01, 02, 03, 04, служба реагирования на ЧС (или ЦУКС), служба «Антитеррор». При этом в каждом субъекте возможно наличие АС отличных от АС в такой же службе соседнего региона. То есть мы имеем более 250 потенциальных объектов интеграции. Кроме того, анализ наличия и состояния автоматизированных систем в ДДС экстренных служб показывает, что большинство ДДС не оснащены какими-либо не то, чтобы диспетчерскими программами, а даже более или менее современными информационно-справочными или учетно-статистическими системами. Поэтому интеграция вызовет сложности на программном уровне. Для успешного сопряжения систем разработчикам необходимо открыть друг другу свои разработки, специалистам в области безопасности информации предпринять дополнительные усилия по защите своих сетей и информационных ресурсов после интеграции. Не способствует эффективной работе по интеграции и позиция многих руководителей служб, направленная на некую ведомственную изолированность. При значительных организационных усилиях и безусловно больших затратах как финансовых, так и ресурсов специалистов в области информационных технологий положительный эффект от реализованного решения совсем не очевиден.

Вариант 2

Как мы упоминали выше, проведенный анализ показал, что в большинстве случаев в ведомствах вообще отсутствует автоматизированная система, регистрация сообщений ведется зачастую в журнале, организация реагирования и координация действий сил и средств по телефону.

Также мы упоминали выше о единстве основных алгоритмов и принципов при приеме, обработке, регистрации сообщений о происшествиях, организации реагирования на них и управлении подчиненными силами и средствами реагирования во всех ДДС оперативных служб независимо от сферы их предназначения.

В этом случае наиболее рациональной является разработка некой единой автоматизированной системы, автоматизирующей процессы оперативно-диспетчерского управления в каждой из ДДС в отдельности и ОСОДУ в целом, и постановка ее на снабжение во всех ведомствах. Единая система должна обеспечивать принцип ввода данных через одно приложение только один раз, данные должны быть доступны для других приложений без их копирования. Все действия оператора (диспетчера) в системе должны автоматически фиксироваться в режиме реального времени с сохранением информации, кем это действие было осуществлено и когда, таким образом, чтобы происшествие и действия персонала экстренных служб по нему можно было полностью восстановить, в том числе и для учебных целей.

При реализации данной задачи также неминуемы определенные сложности, связанные, с одной стороны, с необходимостью разработки единой системы для нескольких служб, при схожести принципов оперативно-диспетчерского управления объективно имеющих все-таки и собственную специфику. С другой стороны, субъективная, направленная на изолированность позиция руководителей и специалистов в данных ведомствах и службах не будет значительно отличаться от позиции при разработке интеграционных модулей.

Однако в данном варианте положительные моменты представляются очевидными - каждое ведомство получает специализированный программный продукт, разработанный по согласованию (или при участии) «под задачи» данного ведомства; система управления в кризисных ситуациях субъекта получает единство программной платформы всех ДДС, ЕДДС и ЦУКС, позволяющее реализовать единые и согласованные правила информационного обмена в системе РСЧС. Кроме того, с учетом рассматриваемых выше роли и месте Системы-112 в ОСОДУ субъекта целесообразна разработка АС в рамках именно данного проекта.

Каждый вариант имеет право на существование и может быть реализован в том или ином субъекте.

Но, на наш взгляд, более предпочтительным является второй вариант, который является более сложным в начальной стадии (при разработке единой АС), но впоследствии при тиражировании системы в регионах внедренческий эффект нивелирует проблемы, возникшие при разработке.

То, что Концепцией предусмотрено развертывание Системы-112 на базе именно ЕДДС муниципальных

образований, являющихся органами повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС субъекта, представляется верным и весьма оправданным. На сегодняшний день у ЕДДС имеются легитимные полномочия по организации и осуществлению повседневного управления ДДС, в том числе и экстренных оперативных служб (определенных Постановлением Правительства РФ...), однако по факту отсутствует техническая основа для управления. С другой стороны в Системе-112 такая программно-техническая основа заложена. Сходство большинства задач и функций также позволяет рассматривать Систему-112 на базе ЕДДС муниципальных образований как неотъемлемую часть системы оперативно-диспетчерского управления на базе органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС, т. е. на базе ЕДДС. И централизация оперативно-диспетчерского управления всеми ДДС всех взаимодействующих служб, а не только оперативных на базе ЕДДС является еще одним аргументом в пользу разработки типовой автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления для субъекта.

Но при этом необходимо не забывать, что Систе-ма-112 является сложной информационно-коммуникационной системой, которая должна стать неким сегментом создаваемого информационного общества, позволяющего населению получать своевременную, оперативную и квалифицированную помощь. А это невозможно без подготовки высококвалифицированного дежурно-диспетчерского персонала или человеческого капитала, владеющего современными информационными технологиями, и без создания в регионе должной информационно-коммуникационной инфраструктуры. В противном случае все усилия по внедрению Систе-мы-112 могут быть сведены к груде закупленного так называемого железа, на котором будут показывать все новые и новые презентации о Системе-112, но которая так и не будет функционировать на должном уровне.

литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г № 1240-р об одобрении Концепции создания Системы-112.

2. Приказ МЧС России от 15.12.2008 г №779 «О реализации распоряжения Правительства РФ от 25 августа 2008 г № 1240-р.

3. Распоряжение Министра от 27.10.2009 г № 379 « О создании рабочей группы по развертыванию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований в Российской Федерации».

4. Приказ МЧС России от 9.04.2009 г № 224 «Об отработке методологии развертывания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований в пилотных регионах Российской Федерации».

5. Приказ МЧС России от 1. 06.2009 г № 331 «О межведомственной рабочей группе для отработки методологии развертывания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований в пилотных регионах Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».

7. Решение коллегии МЧС России от 29 августа 2007 г № 7/1 «О подготовке к развертыванию на территории Российской Федерации и системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112».

9. ГОСТ Р22. 7.01-99 ЕДДС. Основные положения.

зубков Василий николаевич, Главное управление МЧС России по Курской области, начальник. агеев Сергей Владимирович, к.т. н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ведущий научный сотрудник. денисов Олег Вячеславович, ЦФ ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник.

тыминский Владимир Валентинович, ГУ «ЦУКС МЧС России по Курской области», начальник. акульшин Сергей Борисович, ГУ «ЦУКС МЧС России по Курской области», специалист.

Система диспетчерского управления I-DS является базой для создания комплексной системы управления производством, интегрирующей данные по технологическим процессам, энергоресурсам, качеству, согласованным материальным балансам. I-DS - передовое решение, разработанное в соответствии с современными тенденциями развития систем диспетчеризации производственных процессов.

Современные информационные технологии предоставляют возможность на новом уровне организовать взаимодействие производственно-диспетчерских служб предприятия. Автоматизация диспетчерского контроля позволяет создать оперативную систему оповещения профильных служб предприятия, контролировать исполнение диспетчерских указаний, формировать верифицированные сводки о состоянии производства и компании в целом по всем территориально-распределенным производственным объектам.

Компания «ИндаСофт» планомерно разрабатывает и совершенствует решения по автоматизации процессов управления производственной деятельностью, максимально ориентируясь на специфику отечественных предприятий. Специализированный программный продукт I-DS (I-Dispatch System), разработанный сотрудниками компании, представляет собой комплексное решение по автоматизации всех составляющих процесса диспетчерского контроля и управления, включая:

  • технологический мониторинг;
  • формирование диспетчерской отчетности;
  • ручной ввод и управление данными;
  • управление событиями;
  • производственный учет.

В октябре 2016 года программные продукты ЛИМС I-LDS и Система диспетчерского управления I-DS , разработанные компанией «ИндаСофт », включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных .

Реестр создан в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки. Реестр содержит сведения обо всем программном обеспечении, которое официально признано происходящим из Российской Федерации.

Технологический мониторинг

Главной задачей автоматизации процессов технологического мониторинга является обеспечение всех служб предприятия оперативной информацией о состоянии производства. Для решения этой задачи I-DS автоматизирует процессы сбора, обработки, хранения данных, представления текущей, исторической и агрегированной информации о ходе технологических процессов. Пользовательский интерфейс настраивается под нужды каждого специалиста и позволяет осуществлять доступ как к типовым утвержденным формам отображения производственной информации, так и к динамически формируемым пользователем таблицам, трендам, мнемосхемам и диаграммам.

В состав I-DS входит набор разработанных специалистами «ИндаСофт» шаблонов мнемо-графического представления производственной информации:

  • продуктовые схемы предприятия;
  • анализ выполнения плана производственными объектами;
  • запасы, остатки, незавершенное производство;
  • качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • схемы распределения энергоресурсов;
  • эффективность использования энергоресурсов, состояние оборудования и др.

Диспетчерская отчетность

Одним из самых важных процессов в управлении производством является формирование производственной отчетности. Отчеты - наиболее распространенные и формализованные средства, применяемые специалистами предприятия для анализа состояния производства. В то же время отчетность является универсальным средством обмена информацией между цехами, производствами и службами предприятия.

Программное обеспечение I-DS полностью автоматизирует процессы формирования производственных отчетов на каждом уровне управления производством: секционном, цеховом и общезаводском. При этом в состав I-DS уже входят готовые шаблоны наиболее распространенных отчетов: «Режимный лист», «Рабочий журнал оператора смены», «Суточная сводка по цеху», «Материальный баланс установки» и т.д.

Ручной ввод и управление данными

Ручной ввод недостающих данных, корректировка и утверждение параметров технологического процесса, авторизация хозучетных показателей операторами и диспетчерами различного уровня являются базовыми процессами в диспетчеризации предприятия. Программный продукт I-DS содержит все необходимые инструменты для организации АРМ операторов и диспетчеров на любом уровне предприятия, предназначенные для ручного ввода, корректировки и утверждения данных.

В составе I-DS для формализации алгоритмов ввода и обработки данных используются специальные визуальные инструменты конфигурации рабочих процессов (так называемые workflow или блок-схемы). Данные средства позволяют наглядно описать (выстроить) и регламентировать процессы автоматизированного сбора, ручного ввода, корректировки, утверждения и публикации учетно-отчетных данных, используемые большим числом операторов технологических объектов, диспетчеров производственных служб. Описание стандартных процедур позволяет оперативно влиять на указанные процессы, адаптируя систему под изменения технологии или организации производства.

Управление событиями

Процессы управления производством во многом носят событийный характер. Диспетчеры и операторы различных уровней регистрируют события: пуска/останова оборудования, изменения режима, начала/окончания операций перемещения материалов, происшествий, нештатных ситуаций, превышения удельного потребления энергоресурсов, перерасхода сырья или реагентов и т. д. I-DS в данном случае автоматизирует основные функции по выявлению событий, классификации и реакции на них в соответствии с производственными инструкциями. При этом I-DS обеспечивает:

  • автоматическую идентификацию событий (превышение границ параметров, скорости изменения параметров) по заранее описанным алгоритмам (например, динамически рассчитываемым границам параметров и др.).
  • автоматизированное формирование диспетчерских команд с вышестоящего уровня управления нижестоящему и контроль их исполнения;
  • регистрацию событий, нештатных и аварийных ситуаций специалистами предприятия и при необходимости оповещение смежных и вышестоящих подразделений в соответствии с утвержденными регламентами и инструкциями;
  • хранение в единой базе всех классов и видов событий по предприятию;
  • квитирование, назначение и ведение генеалогии событий.

Инструменты оповещения (SMS, e-mail, звуковые тревоги), визуализации на мнемосхемах, аналитика по истории событий позволяют специалистам предприятия быть уверенными, что они не пропустят ни одного события и оперативно смогут принять решение о том, как реагировать на ту или иную ситуацию.

Контроль соблюдения норм технических регламентов

Регламенты позволяют производителям гарантировать качество товарной продукции при ограничениях себестоимости. На каждом предприятии в соответствии с должностными обязанностями различные подразделения разрабатывают: стандарты на показатели качества сырья, полуфабрикатов, товарной продукции, нормы технологических режимов, нормы расхода сырья и реагентов, нормы удельных расходов энергоресурсов. Непрерывный и полномасштабный контроль всех регламентов, норм и режимов возможно проводить только автоматизированным способом.

Автоматизация мониторинга отклонений показателей процессов от регламентных норм предоставляет возможность широкому кругу пользователей отслеживать отклонения от технологических, экологических норм, нормативного уровня качества продукции, норм расхода энергоресурсов, материалов и реагентов. Также I-DS позволяет пользователю создавать индивидуальные нормы интересующих процессов, шаблоны режимов повторяющихся технологических процессов, по которым система будет создавать групповые или персональные события и тревоги. Накопленная история событий позволяет оперативно анализировать поведение контролируемых процессов, не затрачивая время на поиск проблем по трендам или журналам.

Генерируемые тревоги об отклонении контролируемых параметров от заданных значений в темпе с производством рассылаются по всем возможным каналам оповещения. Для мониторинга и анализа событий и тревог разработаны различные инструменты: списки с возможностью наложения фильтров по параметрам и установки временных границ, дерево тревог, аналитические отчеты.

Диспетчерские журналы и задания

Эффективность системы диспетчеризации крупных территориально распределенных объектов зависит от организации взаимодействия диспетчеров различного уровня и операторов технологических объектов. Автоматизация ведения диспетчерских журналов, управления исполнением заданий снижают временные затраты на коммуникации между различными уровнями управления и риски влияния «человеческого фактора» при передаче команд.

Диспетчерские задания и записи в журналах являются одним из видов производственных событий, обрабатываемых по собственным алгоритмам и конфигурируемым рабочим процессам, которые позволяют гибко описать процессы регистрации, определения статуса задания, группировки в дерево заданий, протоколирования (ведения журнала). Стандартные инструменты работы с событиями позволяют снизить временные затраты диспетчерских служб на ведение журналов.

Работа с нештатными и аварийными ситуациями

Оперативное реагирование на возникающие на производстве нештатные и аварийные ситуации - одна из ключевых задач диспетчерских служб. Своевременное обнаружение неординарных событий и четкое следование регламентам и инструкциям является определяющим фактором оперативной локализации и предотвращения дальнейшего развития нештатных и аварийных ситуаций, опасных для персонала и технологического оборудования.

Автоматизация процессов работы в нештатных и аварийных ситуациях:

  • обеспечивает регистрацию нештатных ситуаций;
  • упрощает проведение классификации, оценки и определения категории важности событий;
  • позволяет осуществлять поддержку принятия диспетчерских решений при возникновении нештатных и аварийных ситуаций;
  • обеспечивает оповещение ответственных специалистов предприятия в соответствии с утвержденным регламентом;
  • упрощает контроль развития нештатных и аварийных ситуаций;
  • осуществляет хранение архива событий для «разбора полетов» с возможностью приложения любой необходимой документации в форматах *.pdf, *.doc, *.jpg и др.

Расчет масс по ГОСТ

Достоверность и легитимность учетных данных по материальным и энергетическим потокам при распределенной системе сбора информации от различных источников определяет качество производственного учета. На любом предприятии стоит задача обеспечения единства первичных измерений, а также минимизации влияния «человеческого фактора» на расчет масс запасов, потребления сырья и энергоресурсов, выработки полуфабрикатов и товарной продукции по каждому технологическому объекту и по предприятию в целом. Основной подход заключается в сборе первичных измерений с уровня КИПиА и централизации расчетов масс в едином сервере системы диспетчеризации - что обеспечивает единство измерений и быстрое изменение алгоритмов вычислений при выходе новых нормативных документов.

Специалистами «ИндаСофт» разработан и сертифицирован в составе общего решения серверный модуль расчета масс I-DS/CM, предназначенный для построения и выполнения вычислительных алгоритмов по ГОСТ, МИ и локальным для конкретных предприятий методикам. Таким образом, реализуется функция нахождения способа расчета (и собственно расчета) необходимых массовых и энергетических величин из некоторых известных параметров (например, давление, перепад давления, температура продукта, лабораторная плотность и т.п.) путем:

  • определения методик и соответствующих входных параметров, при помощи которых можно рассчитать интересующий выходной параметр для конкретного продукта;
  • задания единиц измерений, в которых происходит расчет и автоматическое преобразование величин внутри расчетов, уникальных для предприятия;
  • проверки расчетов и правильности введения исходных значений;
  • поддержки условных расчетов;
  • проверки границ допустимых значений.

Система расчета масс позволяет подключить дополнительные модули с расчетными методиками, разработанными специалистами предприятия.

Учет движения материалов

Для эффективного управления материальными потоками и запасами предприятия необходимо в темпе с производством осуществлять учет движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции по всей производственной цепочке - что позволяет обеспечить:

  • динамический учет поступления сырья;
  • динамический учет направлений и потоков передачи сырья, полуфабрикатов и продуктов по предприятию;
  • динамический учет количества сырья, полуфабрикатов и продуктов в емкостях;
  • оперативный расчет наличия сырья и продуктов на производствах и остатков по емкостям;
  • расчет массы операций перемещения материалов.

В зависимости от уровня автоматизации резервуарных парков, складов и т.д. информация о выполнении операций движения сырья и продуктов (время начала и окончания операции, объект - источник, объект-приемник, масса) может вводиться автоматизированным способом или вручную. При наличии достаточного уровня автоматизации информация об операциях движения может формироваться автоматически.

Для автоматизации операций учета специальное решение I-DS/MS предоставляет оператору набор диалоговых окон для внесения значений параметров, характеризующих состояние резервуаров, и фиксации операции перемещения материалов по резервуарам, складам, бункерам. В программе используется ряд алгоритмов, обеспечивающих расчет масс операций перемещения материалов в темпе с производством. В решении реализована гибкая система построения отчетности для операторов и диспетчеров предприятия.

Мониторинг работы оборудования

В ряд задач диспетчерского управления также входит задача автоматизации процессов контроля состояния основного и вспомогательного оборудования, непосредственно влияющего на выполнение производственной программы. Автоматизация процесса мониторинга работы оборудования предоставляет возможность осуществлять развернутый контроль состояния объектов путем:

  • публикации показателей состояния оборудования для оперативного контроля состояния единиц/групп оборудования (подразделений в целом);
  • использования в качестве исходных данных тревог, замечаний, наработок, план/фактов проведения ремонтов;
  • формирования каждого из показателей по отдельному алгоритму;
  • реализации возможности изменения состава показателей (в том числе изменение алгоритмов их расчета).

Полученные значения показателей работы оборудования используются для расчета показателя его технического состояния - операционной готовности. Также реализуется автоматизированный учет простоев, обеспечивающий:

  • диагностику возникновения элементарных простоев, связанных с полной остановкой оборудования или существенным снижением производительности;
  • визуализацию и сигнализацию возникновения элементарных простоев на мнемосхемах;
  • регистрацию простоев с участием технологического персонала путем составления описания комплексного простоя;
  • ввод первичных причин возникновения остановки оборудования;
  • передачу зарегистрированных фактов простоев для анализа в ERP-систему или систему класса EAM.

Расчет ключевых показателей эффективности производства

Информативность и достаточность существующей на предприятии системы оценки финансовых и производственных показателей напрямую влияют на качество управленческих решений. Для оценки результативности и эффективности работы производственных мощностей предприятия (технологических установок, производств) и организационных единиц, задействованных в производстве отдельных подразделений, активно используются ключевые показатели эффективности (KPI).

Одной из задач автоматизированной системы диспетчеризации производства является формирование оперативных и достоверных данных для информационного наполнения показателей эффективности производства от уровня отдельного технологического объекта до уровня предприятия в целом.

ПО I-DS обеспечивает автоматизацию процесса сбора данных для расчета KPI, автоматизацию процессов расчета KPI и организацию единого информационного пространства с возможностью наглядного представления KPI в виде бизнес-графики и анализа факторов влияния на показатели.

Технологический мониторинг процессов производства

Подробнее

Предназначена для непрерывного контроля за всеми параметрами технологических процессов, характеризующих текущее состояние производства, в режиме реального времени. Объектами мониторинга являются технологические установки, резервуары, склады, узлы учета, производственные линии и др. Основная задача технологического мониторинга – это максимально точно передавать состояние всех технологических и производственных процессов.

Планирование и учет перемещения сырья и полуфабрикатов

Подробнее

Предназначена для планирования и учета операций перемещения сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов. В рамках решения задачи планирования перемещения реализуется: интеграция с подсистемами планирования, приемки сырья и отгрузки готовой продукции; расчет плана операций перемещения; прогнозирование состояния резервуарных парков, складов; анализ планируемых и фактически совершенных операций движения нефти и нефтепродуктов. В рамках решения задачи учета перемещения реализуется: оперативный учёт поступления сырья; оперативный учёт направлений и потоков передачи сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов; оперативный учёт количества сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов в резервуарных парках, на складах предприятия.

Контроль соблюдения технологических регламентов

Подробнее

Предназначена для непрерывного контроля соблюдения норм технологических регламентов ведения процессов по производственным объектам. В подсистеме выполняются следующие функции: задание набора в ручную и/или на основе архивных данных технологических режимов для выделенного технологического объекта; визуализация и выдача тревожных сообщений; формирование специализированных отчетов и сводок по нарушениям технологических режимов.

Контроль состояния технологического оборудования

Подробнее

Предназначена для непрерывного мониторинга и прогнозирования фактического состояния технологического оборудования. Для этого подсистема позволяет автоматизировать процессы: контроля работы/простоя оборудования; учета и анализа простоев; учета наработки оборудования; расчета ключевых показателей эффективности; интеграции со специализированными системами диагностики.

Контроль ключевых показателей

Подробнее

Предназначена для расчета и контроля в реальном времени ключевых показателей фактической работы производства на основе данных по качеству, технологии и энергетике: оперативный контроль выполнения производственных планов; расчет в реальном времени техноэкономических показателей по каждому процессу и объекту; глубокий анализ производственных процессов.

Диспетчерская отчетность производства

Подробнее

Предназначена для автоматизированного формирования полного набора отчетов, рапортов, сводок содержащих информацию о состоянии производственного процесса. Формирование диспетчерской отчетности проводится с любой дискретностью, все отчеты обновляются в течение суток с указанной дискретностью. Примеры отчетов: режимный лист; сводный отчет о работе завода; остатки по паркам; изменение остатков по сырью, полуфабрикатам, товару; отклонение от плана; любые специализированные отчеты произвольной формы.

Под диспетчерской службой понимают централизованную форму оперативного управления на основе применения технических средств связи, сбора информации, ее обработки и осуществления оперативного контроля и регулирования сельскохозяйственного производства.

Организация диспетчерской службы позволяет значительно повысить производительность управленческого труда, расширить нормы управляемости и поднять эффективность управления. Она складывается из следующих элементов: диспетчерского персонала центрального диспетчерского пункта, диспетчерских постов в бригадах и фермах; комплекса технических средств управления (внутрипроизводственная радио- и телефонная связь, технологическая и документальная связь, средства наглядного отображения информации); применяемых методов централизованного оперативного управления.

Диспетчерская служба создается для выполнения следующих видов работ:

в области информационного обеспечения:

Сбор, хранение и обработка текущей оперативной информации о ходе производственных процессов во всех подразделениях хозяйства и представление соответствующих данных руководителям, главным специалистам хозяйства и сельскохозяйственным органам на уровне района;

Осуществление двусторонней оперативной связи руководителей и главных специалистов друг с другом, а также с руководителями и специалистами внутрихозяйственных производственных подразделений; передача всей командной информации, исходящей от руководителей, в первичные производственные подразделения;

Сбор различных вопросов и заявок, поступающих из структурных подразделений и адресованных руководителям хозяйства, а также руководителям отдельных функциональных подразделений;

Проведение диспетчерских совещаний по специально разработанному графику;

в области учета и контроля:

Контроль за выполнением всеми внутрихозяйственными подразделениями указаний и распоряжений руководителей хозяйства;

Контроль за выполнением рабочих планов, утвержденных всеми структурными подразделениями хозяйства, в том числе по таким параметрам, как сроки и объем намеченных работ, сдача продукции государству;

Контроль за своевременным выполнением всеми функциональными службами и различными внутрихозяйственными подразделениями запросов и заявок, переданных им из диспетчерской службы;

Контроль за работой машинно-тракторного парка;

в области оперативного распорядительства - оперативное управление производством, координация хозяйственной деятельности всех структурных подразделений хозяйства; устранение отклонений, возникающих в производственной деятельности;

в области организации и обслуживания производства:

Организация и проведение силами специальных звеньев (бригад и звеньев мастеров-наладчиков) своевременного технического обслуживания и аварийного ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов;


Сбор заявок и контроль за внутрихозяйственным материально-техническим снабжением всех структурных подразделений, в том числе топливом и смазочными материалами, запасными частями и т. д. на основе соответствующих планов, разрабатываемых функциональными службами совместно с руководителями первичных структурных подразделений;

Организация централизованных внутрихозяйственных транспортных перевозок грузов и людей в соответствии с разработанными планами, а также по заявкам структурных подразделений.

Объем работ, выполняемых диспетчерской службой, может быть различен, особенно в части оперативного распорядительства. В последние годы в связи с расширением самостоятельности внутрихозяйственных подразделений многие виды работ по оперативному распорядительству переданы на более низкий уровень управления - управляющим, бригадирам, однако это не исключает необходимости координации работ с помощью оперативного управления в целом по предприятию.

Благодаря диспетчерской службе другие функциональные и линейные службы управления получают возможность решать задачи, связанные с долгосрочными перспективами развития хозяйства, заниматься решением таких кардинальных проблем, как совершенствование техники и технологии производства, организация труда, внедрение в производство новейших достижений науки и передового опыта.

Для решения вопросов оперативного управления аппарат диспетчерской службы должен обладать соответствующими знаниями. Деятельность диспетчера основывается на правильной оценке хода производства, умении предвидеть последствия отклонений от плана и наметить конкретные мероприятия, ведущие к устранению обнаруженных недостатков. Для этого диспетчерский аппарат помимо знания сельскохозяйственного производства должен обладать способностью к прогнозу и анализу, умением быстро ориентироваться в сложной, постоянно меняющейся производственной обстановке.

Структура диспетчерской службы определяется масштабами производства, его концентрацией, территориальным размещением, удаленностью производственных подразделений, содержанием и объемом выполняемых работ. В крупных сельскохозяйственных предприятиях оперативное управление осуществляется через центральный диспетчерский пульт и сеть диспетчерских пунктов при производственных подразделениях. В средних и небольших хозяйствах оно осуществляется через центральный диспетчерский пункт и диспетчерские посты в бригадах и фермах.

Руководит диспетчерской службой в хозяйствах главный (старший) диспетчер, выполняющий функции заместителя по оперативному управлению. На эту должность обычно назначают квалифицированных, опытных специалистов, имеющих практику руководства сельскохозяйственным производством. Главному диспетчеру подчиняются по оперативным вопросам все руководители подразделений основного и обслуживающего производств.

Сфера деятельности главного (старшего) диспетчера чрезвычайно разнообразна. Практика работы диспетчерской службы показала, что ему приходится решать вопросы, требующие самых разнообразных знаний.

Непосредственным помощником главного (старшего) диспетчера по оперативному управлению является диспетчер-оператор, обеспечивающий своевременное поступление, прием и обработку оперативной информации о ходе производственного процесса, подготовку ее для руководителей хозяйства и вышестоящих организаций.

В напряженные периоды сельскохозяйственных работ в штат диспетчерской службы вводится должность временного диспетчера-оператора для дежурства на диспетчерском пункте. Техник-радист осуществляет техническое обслуживание средств связи и несет ответственность за их исправность. Обязанности диспетчеров-информаторов в хозяйствах возлагаются по совместительству на бригадиров растениеводческих бригад, учетчиков молочно-товарных ферм, заведующих фермами, учетчиков транспортных бригад и автопарка, бригадира строительной бригады, начальников вспомогательных цехов.

Решающим фактором, обеспечивающим эффективность функционирования диспетчерской службы, является четко регламентированная деятельность ее работников на основе разработанных функциональных прав и обязанностей. Для достижения наибольшей эффективности работы диспетчерской службы работники предприятия обязаны придерживаться правил обмена служебной информацией, пользоваться средствами диспетчерской связи и соблюдать требования охраны труда, своевременно информировать диспетчерскую службу о результатах исполнения распоряжений, регламентированных сроками.

В работе диспетчерской службы большое значение имеют регламентация, порядок использования технических средств диспетчерской связи и сроки представления оперативной информации.

Организация и порядок работы диспетчерской службы в конкретном хозяйстве определяются соответствующими документами:

1. Положение о диспетчерской службе, в котором отражены ее задачи и место в структуре управления, штаты и должностные инструкции работников, организация диспетчерского учета, назначение и порядок заполнения его форм, графики выхода на связь информаторов отделений, порядок организации и проведения диспетчерских совещаний и т. д.

2. Распорядок работы диспетчерской службы, в котором определено по часам время приема информации от производственных участков, ее обработки и проведения диспетчерских совещаний.

Распорядок рабочего дня диспетчерской службы зависит от напряженности работы в хозяйстве и составляется на летний и зимний периоды.

Эффективность диспетчерской службы во многом определяется организацией ее работы. Важное значение при этом имеют диспетчерское совещание и диспетчерский наряд. В практике сложилась определенная система проведения диспетчерских совещаний и нарядов.

Технология проведения диспетчерского совещания. Проводится раз в неделю с 17 до 18 ч. Присутствуют: руководитель хозяйства, главный диспетчер, а также в зависимости от повестки дня главные и старшие специалисты.

Совещание проводится по следующему сценарию:

1. Рапорт главного диспетчера о ходе выполнения рабочих планов (заданий) за прошедшую неделю. Отмечают процент выполнения плана работ и наиболее крупные недостатки в организации труда, технологии и использовании техники (10-12 мин).

2. Отчеты управляющих отделениями, прораба и заведующего мастерскими о проделанной за неделю работе (только о недостатках, недоработках и невыполнениях) (2-3 мин на каждого).

3. Доклады главных специалистов (по 5-8 мин), которые должны состоять из трех частей: анализ хода работ за прошедшую неделю с выявлением недостатков и их причин; предложения по устранению недостатков; проекты рабочих планов, предварительно составленных совместно с управляющими по каждому отделению.

4. Замечания по рабочим планам.

5. Заключение директора или его заместителя по производству.

Технология проведения диспетчерского наряда. Проводится ежедневно с 18 до 18 ч 30 мин. 11рисутствуют: на центральном диспетчерском пункте - руководитель хозяйства, главный диспетчер, главные специалисты; на диспетчерском пункте отделений - управляющий, специалисты отделений, бригадиры и заведующие фермами.

План проведения диспетчерского наряда такой:

1. Перекличка присутствующих.

2. Рапорт главного диспетчера о ходе выполнения заданий за прошедший день. Отмечаются процент выполнения плана и при-чины простоев людей и техники в отделениях, указываются виновники (5-6 мин).

3. Короткие доклады (2-3 мин) главного агронома, главного инженера и главного зоотехника о нарушениях технологии в использовании техники. По желанию предоставляется слово и другим специалистам.

4. Управляющие отделениями анализируют причины допущенных срывов, простоев, предлагают план работ по отделению на следующий день в случае, если считают по какой-то причине необходимым отклониться от рабочего плана на неделю (2-3 мин).

5. Главный диспетчер распределяет автомобили и другую технику, которая находится у него в распоряжении, по предварительно полученным из отделений заявкам (1-2 мин).

6. Заключение директора хозяйства (3-4 мин). Проведение диспетчерских совещаний и диспетчерских нарядов

позволяет повысить эффективность оперативного управления, способствует реальности управления и дисциплинирует работников.

Быстрыми темпами осуществляется комплексная диспетчеризация сельского хозяйства на уровне района и области. Здесь в состав диспетчерских объектов кроме сельскохозяйственных предприятий включаются все взаимосвязанные с сельским хозяйством организации. Это позволяет оперативно решать многие вопросы, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, снабжением и обслуживанием сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, создание областных и районных диспетчерских систем и соединение их с вычислительными центрами позволяет осуществить постепенный переход к автоматизированным системам управления.

Основные положения

Основной целью строительства ЕАСДКиУ является сокращение бюджетных дотаций на оплату населением и предприятиями бюджетной сферы потребляемых энергоресурсов (тепла, воды и электроэнергии) за счет введения объективного учета потребления энергоресурсов.

Кроме того, Единая автоматизированная система диспетчерского контроля и управления городским хозяйством создается как инструмент для решения следующих задач:

Повышение качества оперативогного учета, планирования и распределения энергоресурсов в городе;

Улучшение системы контроля за использованием энергоресурсов города;

Построение единого информационно-телекоммуникационного пространства в интересах Комплекса городского хозяйства как составной части Общегородской информационной системы и объединения на его базе имеющихся информационных ресурсов;

Создание автоматизированной системы комплексной диспетчеризации инженерного оборудования зданий и сооружений;

Создание объективной системы расчетов между потребителями и поставщиками энергоресурсов.

Анализ состояния существующих автоматизированных систем диспетчерского управления инженерным оборудованием зданий и сооружений

Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) инженерным оборудованием зданий и сооружений является основным элементом нижнего уровня городской системы управления потреблением энергоресурсов (ГСУПЭ) и обеспечивает выполнение функций мониторинга инженерного оборудования зданий и сооружений.

В настоящий момент системы управления городского уровня отсутствуют.

Компания «Инфорт» предлагает рассмотреть возможность сотрудничества по вопросам создания автоматизированной системы управления. Произвести работы по замене существующего морально устаревшего оборудования ОДС, эксплуатируемого в диспетчерских жилищно-коммунальных управлений. Спроектировать и построить систему, при которой будет реализован сбор и обработку информации о расходе энергоносителей; сигнализация об аварийных состояниях инженерных систем, обеспечить создание диспетчерского CALL-центра с объектами управления, что, таким образом, позволит собирать низовую информацию, принимать оперативные и адекватные решения на местах и передавать соответствующую информацию по принадлежности.

Компания «Инфорт» обладает высокими компетенциями по созданию и защите территориально-распределенных систем и с радостью применит свои знания для повышения эффективности и безопасности систем управления городским хозяйством.

Первым шагом в вопросе возможного сотрудничества, предлагаем провести аудит всех инженерных систем с целью выявления потенциальных внешних и внутренних угроз и планирования работ для создания Единая автоматизированная система диспетчерского контроля и управления городским хозяйством.

Описание ЕАСДКиУ

Структура ЕАСДКиУ

Основными элементами ЕАСДКиУ являются:

  • распределенная информационная система диспетчерского контроля и управления жилищно-коммунальным хозяйством (РИС);
  • телекоммуникационная подсистема на базе, объединяющей элементы АСДУ;
  • информационно-расчетной подсистемы, обеспечивающей осуществление расчетов между субъектами жилищно-коммунального хозяйства.

ЕАСДКиУ строится в соответствии с требованиями семиуровневой эталонной модели взаимодействия открытых систем (ISO/OSI), обеспечивающей взаимодействие разнородных информационно-телекоммуникационных систем на базе стандартных интерфейсов и протоколов, удовлетворяющих международным рекомендациям.

Телекоммуникационная система ЕАСДКиУ должна обеспечивать выполнение следующих основных требований:

  • соответствовать иерархическому принципу построения информационной системы ЕАСДКиУ и обеспечивать необходимые интерфейсы и шлюзы к сетям другого функционального предназначения согласно проекту развития Общегородской информационной системы;
  • обеспечивать:

Оптимальную пропускную способность с возможностью ее расширения для каналов, соединяющих различные элементы ЕАСДКиУ в зависимости от решаемых задач и объема информационных потоков;

Синхронизацию распределенных баз данных ЕАСДКиУ;

Высокую степень живучести, защищенности, помехоустойчивости и надежности каналов связи с достаточной степенью резервирования;

Оптимальное сочетание различных протоколов передачи данных с гарантированной доставкой на каждом из иерархических уровней системы ЕАСДКиУ;

  • иметь развитые средства мониторинга и управления сетями;
  • предусматривать возможность круглосуточной непрерывной работы всех элементов системы ЕАСДКиУ.

Распределенная информационная система

Функции и состав РИС

РИС предназначена для выполнения следующих функций :

  • сбор информации о текущих значениях показателей измерительных устройств, входящих в состав домовой сети автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ);
  • передачу значений технических характеристик, технологических параметров и состояния инженерных систем от домовых регистраторов к периферийным серверам базы данных;
  • дистанционное управление оборудованием;
  • автоматизированное управление параметрами инженерных систем;
  • накопление и хранение показаний приборов коммерческого учета расхода энергоресурсов;
  • обеспечение защиты передаваемой информации от возможности перехвата или искажения ее третьими лицами;
  • обслуживание запросов клиентов РИС, обращенных к базе данных;
  • обеспечение защиты информационных ресурсов РИС от возможности несанкционированного доступа.

Система представляет собой программно-аппаратный комплекс и состоит из следующих составляющих:

  • комплекса сбора первичной информации, состоящей из АСДУ инженерным оборудованием зданий и сооружений, которые представляют собой совокупность домовых сетей и должны взаимодействовать с остальными элементами РИС с помощью домовых регистраторов;
  • комплекса базы данных диспетчерского контроля и управления, который должен состоять из центрального сервера базы данных и периферийных серверов баз данных;
  • комплекса клиентов РИС - совокупность систем, авторизованных серверами базы данных РИС, которые должны выполнять приложения, которые обращаются с запросами к этой базе;
  • телекоммуникационной системы, объединяющей элементы РИС.

Топология и архитектура РИС

Топология РИС соответствует принципам построения централизованной системы, и ее архитектура удовлетворяет следующим требованиям.

РИС представляет собой 3-ступенчатую иерархическую структуру, у которой на верхнем уровне находится центральный сервер базы данных РИС, ниже находятся периферийные серверы базы данных, а на нижнем уровне - домовые регистраторы. Все остальные клиенты РИС взаимодействуют исключительно с ЦСБД. При этом клиенты РИС не имеют возможности изменять информацию, содержащуюся в базе данных ни на ЦСБД, ни на ПСБД.

РИС проектируется таким образом, что возникновение нескольких аварийных ситуаций не приводит к перегрузке системы. В случае выхода из строя линий связи и электропередачи, отдельные компоненты системы способны работать в автономном режиме независимо от остального оборудования системы.

РИС способна автоматически переконфигурировать свои структуры в случае выхода из строя отдельных компонентов ЕАСДКиУ.

Одновременно с этим, структура и топология РИС на телекоммуникационном уровне привязаны к архитектуре и отвечают определенным требованиям топологии. В частности, сеть доступа содержит узлы двух уровней: первичные и вторичные, на которых размещается оборудование, обслуживающее соответствующие уровни сети. При этом ни места размещения оборудования РИС, ни места размещения АРМ пользователей не привязаны к архитектуре.

На первичных узлах размещаются серверы базы данных и телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее взаимодействие баз данных между собой по транспортной сети.

На вторичных узлах размещаются пункты сбора данных от "куста" домов и телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее связь с сервером базы данных.

В домах размещаются домовые телекоммуникационные узлы, которые связывают оборудование домовой сети АСДУ с вторичными узлами.

Благодаря связи между серверами баз данных и клиентами РИС по транспортной сети образуется распределенная городская база данных, которая достаточно легко должна решить вопросы защиты баз данных от катастрофических воздействий как природного, так и антропогенного происхождения.

Обмен данными на всех уровнях взаимодействия с каналообразующим оборудованием сети осуществляется с помощью открытых протоколов, снабженных элементами криптозащиты от несанкционированного доступа к информации.

Телекоммуникационная система

Телекоммуникационная система ЕАСДКиУ служит для объединения всех ее элементов и содержит два уровня: транспортная сеть и сеть доступа.

Транспортная сеть строится на основе единой волоконно-оптической кабельной магистральной сети с использованием цифрового волоконно-оптического оборудования, соответствующего последним европейским стандартам и предназначена для высококачественной передачи цифровых потоков к узлам транспортной сети.

Сеть доступа осуществляет доведение цифровых потоков до абонентов. Особенностью этой сети является то, что она строится как многофункциональная широкополосная сеть, потенциально способная обеспечить предоставление пользователю широкого спектра телекоммуникационных услуг.

Автоматизированная система диспетчерского управления

Предпосылки создания концепции

В комплекс систем инженерного обеспечения объектов входят системы энергоснабжения, системы вентиляции, кондиционирования (в том числе технологического), системы противопожарной защиты. Инженерные системы в принципе требуют высококвалифицированного сервиса.

При автоматизации инженерных систем, очевидно, что необходима единая система мониторинга и управления всем инженерным комплексом. Во-первых, любое оборудование может выйти из строя, и, следовательно, потребуется время на его восстановление. Кроме того, необходимо не только сократить время реакции на возникающие инциденты, но и иметь возможность предупреждать сбои и отказы в работе систем, всегда знать, что происходит с оборудованием на объекте и получать упреждающие сообщения.

Ранее ситуация обстояла так: реакция происходила только после серии звонков с объекта или, что еще хуже, звонки поступали уже после ряда некомпетентных действий обслуживающего персонала, которые впоследствии приводили к серьезным проблемам с оборудованием. Вторая важная предпосылка внедрения системы контроля - невозможность приставить к каждому виду оборудования соответствующего специалиста: обеспечить присутствие высококвалифицированного электрика, кондиционерщика или иного сервисного служащего, особенно, если эти объекты находятся в удаленных точках страны.

Система мониторинга - второй компонент, осуществляет регистрацию информации о состоянии объекта и оборудования и представляет ее в удобном для оператора виде. Основной функционал системы - контроль и мониторинг работы всех инженерных систем, расположенных на объектах.

В качестве системы мониторинга может выступать любая SCADA-система, объединенная с системой технического обслуживания и ремонта.

Состав АСДУ

Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) инженерным оборудованием зданий и сооружений объединяет здания в пределах одного ГРЭП и обеспечивает выполнение следующих функций:

Накопление, хранение и передача на вышестоящий уровень (на сервер доступа) показаний приборов коммерческого учета расхода энергоресурсов;

Контроль инженерного оборудования зданий и сооружений;

Дистанционное управление оборудованием инженерных систем;

Автоматизированное управление параметрами инженерных систем.

АСДУ состоит из автоматизированного рабочего места (АРМ) пункта управления диспетчерской и оборудования домовой сети.

Оборудование домовой сети АСДУ предназначено для сбора, обработки и передачи по сети информации о состоянии инженерного оборудования здания и содержит концентраторы и домовой регистратор, объединенные домовой сетью.

Концентраторы служат для сбора информации с первичных измерительных преобразователей (датчиков) и управления исполнительными устройствами и размещаются в местах компактного расположения датчиков (домовой тепловой пункт, электрощитовая, машинное помещение лифта, чердак, подвал, подъезд жилого дома без лифта). Существует соответственно четыре типа концентраторов.

Концентратор для электрощитовой обеспечивает возможность подключения автоматизированной системы коммерческого учета квартирного потребления электроэнергии (АСКУЭ БП) по силовой сети.

Дуплексную громкоговорящую связь диспетчера с помещениями осуществляют с помощью переговорных устройств, которые подключаются к концентраторам. Вызов диспетчера из помещений осуществляется нажатием соответствующей кнопки на переговорном устройстве. Кроме того, через переговорное устройство по команде диспетчера может быть открыт электромеханический замок.

Домовой регистратор предназначен для управления оборудованием домовой сети и его связи с сервером доступа ЕАСДКиУ и обеспечивает функционирование домового уровня ЕАСДКиУ.

Домовые регистраторы, модемы и концентраторы монтируются в запираемых металлических шкафах в помещениях, обеспечивающих их сохранность. Помещение, где монтируется оборудование АСДУ, снабжается средствами, исключающими несанкционированный доступ (замок и датчики контроля несанкционированного доступа).

Оборудование домовой сети АСДУ выполнено в антивандальном исполнении, максимально затрудняющем его несанкционированное вскрытие.

В оборудовании домовой сети АСДУ предусмотрены меры защиты от актов саботажа в виде попыток вскрытия системы кодирования информации, фальсификации информации об оплате и о пользовании услугами.

В информационном плане АСДУ состоит из следующих подсистем.

1. Подсистема контроля инженерного оборудования , которая индицирует текущее состояние инженерного оборудования, сигнализирует о его внештатном состоянии и характеризует качество предоставляемых услуг (энергоресурсов).

Контроль наличия фаз во ВРУ электрощитовой.

Центральное отопление и горячее водоснабжение:

Расход воды в прямом и обратном трубопроводах;

Температура в прямом и обратном трубопроводах;

Температура наружного воздуха;

Давление в прямом и обратном трубопроводах;

Автоматизированное телеуправление расходом тепла и горячей воды.

Холодное водоснабжение:

Давление;

Расход холодной воды;

Состояние циркуляционных насосов;

Автоматизированное телеуправление расходом холодной воды (подкачивающий насос холодной воды).

Контроль состояния лифтов:

Параметры согласно перечню сигналов, контролируемых оборудованием АОЗТ "МОСОТИС";

Авария лифта (обобщенный параметр по результатам самоконтроля станции управления).

Дуплексная громкоговорящая связь диспетчера (одновременно способна решать задачи подъездного домофона) с:

Электрощитовыми;

Тепловыми узлами;

Кабинами и машинными помещениями лифтов;

Помещениями для дежурной смены ГРЭП;

Входной дверью в диспетчерский пункт;

Помещениями консьержек или входом в подъезд;

Дистанционное управление входной дверью в диспетчерскую.

Дистанционное включение освещения в подъездах домов, перед дверями подъездов и дворового освещения.

Контроль и дистанционное управление пуском дренажных насосов канализации.

2. Подсистема коммерческого учета энергоресурсов , которая обеспечивает сбор информации о домовом потреблении. (Оборудование АСДУ позволяет с помощью простейших счетчиков вести учет потребления энергоресурсов по любому количеству тарифов.)

Электроэнергии:

На нужды дома;

Лифтовым хозяйством дома;

Суммарное потребление жилого сектора.

На центральное отопление;

На горячее водоснабжение.

Горячей воды.

Холодной воды.

3. Подсистема контроля доступа в технические помещения , которая обеспечивает физическую сохранность оборудования АСДУ, сигнализируя о проникновении во все технические помещения (чердаки, на крыши, подвалы, машинные помещения лифта, вентиляционные помещения, электрощитовые, помещения ГРЭП и т.д.).

Кроме того, эта подсистема обеспечивает дополнительную сохранность оборудования АСДУ путем сигнализации о вскрытии запираемых металлических шкафов, в которых монтируется оборудование.

4. Подсистема пожарной, газовой и аварийной безопасности , которая сигнализирует о состоянии датчиков соответствующих подсистем во всех технических помещениях и узлах, в том числе:

Пожарная сигнализация;

Контроль состояния домовой системы пожарной сигнализации и дымоудаления;

Контроль температуры окружающего воздуха;

Контроль состояния вентиляции (приточная или вытяжная);

Сигнализация о загазованности подвальных помещений;

Сигнализация о затоплении подвальных помещений

Комплекс диспетчеризации лифтов

Существует комплекс для диспетчеризации лифтового и коммунального хозяйства города . В соответствии с мировыми тенденциями для связи с ЕАСДКиУ используются беспроводные каноны GSM телефонии , что позволило решить основные задачи:

  • свести количество диспетчерских пультов к одному на весь город , закрепив за каждым диспетчером до 400 лифтов;
  • избавиться от большого количества дорогих и ненадежных кабельных соединений ;
  • наравне с подключением к ЕАСДКиУ недиспетчеризированных лифтов, аппаратура может применяться для замены устаревших систем диспетчеризации ;
  • за счет простоты освоения основных принципов работы с оборудованием уменьшить влияние того факта, что на начальном этапе внедрения аппаратуры отсутствует требуемая квалификация персонала

Кроме всего перечисленного, система идеально подходит для быстрой диспетчеризации лифтов по отдельным хозяйственным договорам, по 2-3 подъезда, а также для подключения к ЕАСДКиУ отдельно стоящих домов, подведение проводных коммуникаций к которым затруднено по объективным причинам.

Комплекс диспетчеризации лифтов может состоять из двух основных неотделимых модулей:

  • станций диспетчеризации, которые устанавливаются на каждом контролируемом лифте и
  • комплекса программного обеспечения диспетчера, с помощью которого производится диагностика и управление состоянием лифта.

К станции управления лифтом подключается одна станция диспетчеризации с использованием всего 12-15 проводников длиной 2-3 м. В помещении ЕДЦ каждый диспетчер работает на своем компьютере, к которому подключен GSM модем.

Основные возможности:

  • Авторизация пользователей.
  • Отображение объектов.
  • Отображение списка каналов, принадлежащие выбранному объекту.
  • Отображение местоположения объектов на карте.
  • Отображение графиков изменения значений аналоговых каналов.
  • Отображение графиков объекта, отображение графиков аналоговых каналов, выбранных для показа.
  • Управление пользователями.
  • Управление подразделениями.
  • Управление параметрами настройки.
  • Конфигурация отчётов.
  • Добавление объектов.
  • Изменение объектов.
  • Удаление объектов.
  • Поиск объектов.
  • Просмотр журнала пользовательских событий.
  • Просмотр журнала обновления объектов.
  • Просмотр журнала сервисных событий, добавление, изменение, сохранение, сервисных событий.
  • Просмотр, добавление, изменение, удаление паспорта объекта.
  • Сдача смены.
  • Добавление объектов в расписание опроса станций, в выбранный день недели и заранее определённое время.
  • Управление расписанием опроса станций.
  • Отправка SMS на объект.
  • Отправка команды на станцию.
  • Управление станциями(объектами).
  • Справка о программе с возможностью сохранения в виде файла, а так же общая информация о компании и продукте.

Работа ЕАСДКиУ

Например, в РУВД поступит информация о попытках проникновения в технические помещения зданий и сооружений и одновременно диспетчер АСДУ по наложенному каналу связи устанавливает голосовую связь с дежурным районного отдела милиции

Аналогично построена система противопожарной безопасности технических помещений. Информация о возгораниях в любых местах, снабженных пожарными датчиками, поступит на монитор АРМ ГРЭП и одновременно в районную пожарную часть.

Информация о затоплении остается на уровне ГРЭП, так как подобные неисправности устраняются силами ГРЭП. Но при необходимости, эта информация может быть передана на верхние уровни для сбора статистики происшествий в структурах района, округа или города. Например, в Водоканал поступит информация о расходе холодной воды и давлении на вводе дома, а в аварийную службу Водоканала - информация о падении давления на вводе дома и о затоплении подвальных помещений.

В "Ленэнерго" поступит информация о показаниях домовых счетчиков, показаниях напряжения по фазам, а в аварийную службу "Ленэнерго" - информация о пропадании фаз.

Таким образом, мы видим, что ЕАСДКиУ является не только диспетчером сети уровня АРМ ГРЭП, но и одновременно является администратором всей транспортной сети - распределяет информацию в обобщенном (требуемом) виде всем вышестоящим организациям. Однако в случае необходимости, оператор вышестоящей организации может затребовать любую информацию нижнего уровня.

ЕАСДКиУ позволит Комплексу городского хозяйства контролировать деятельность коммунальных служб, начиная от ГРЭП и ДЕЗ, и поставщиков коммунальных услуг.

Для этого во все управления Комплекса городского хозяйства, в префектуры города должен поступать объем информации, необходимый и достаточный для контроля на соответствующих уровнях. Эта информация может поступать в обобщенном виде или в реальном масштабе времени. Вообще, вопрос о том, какими функциями наделять ЕАСДКиУ, следует решать совместно со службами, которые будут контролировать работу Комплекса городского хозяйства..

Пути развития системы

ЕАСДКиУ содержит большие возможности для дальнейшего развития.

1. Может быть развернута новая общегородская служба связи - видеоконференцсвязь между структурами города на любом уровне: Управления КГХ, Мэрия - префектуры, префектуры - префектуры, префектуры - территориальные управления и т.д.

2. ЕАСДКиУ может быть использована для создания автоматизированных систем управления жизнеобеспечением города, например, городскими потоками энергоресурсов (электроэнергии, воды, тепла, газа), мониторинга окружающей среды и т.д.

3. Следующим шагом в использовании уникальных свойств ЕАСДКиУ для управления системами городского хозяйства явится переход от сбора и учета информации о домовом потреблении энергоресурсов к созданию автоматизированной системы сбора и учета коммунальных услуг, потребляемых каждым квартиросъемщиком, и диспетчеризации квартирного инженерного оборудования. Эта подсистема будет базироваться на инфраструктуре АСДУ, реализовывать алгоритмы диагностирования состояния и управления квартирным инженерным оборудованием и позволит снабдить индивидуального абонента компьютеризированными системами охранной и пожарной сигнализации и контроля доступа, начиная с простейшего подъездного домофона и заканчивая системами телевизионного наблюдения. Отображение информации о состоянии инженерного оборудования квартир будет осуществляться в диспетчерских нижнего уровня. Внедрение системы квартирного учета и контроля энергоресурсов позволит потребителю платить только за то, что он употребил и не оплачивать непроизводительные потери при транспортировке энергоресурсов от производителя до потребителя.

Наши клиенты