История создания операционной системы mac os. Какую операционную систему выбрать: Windows или Mac OS X? Почта и браузер

История создания операционной системы mac os. Какую операционную систему выбрать: Windows или Mac OS X? Почта и браузер
История создания операционной системы mac os. Какую операционную систему выбрать: Windows или Mac OS X? Почта и браузер

Я предполагаю что, большинству людей, желающих пересесть на Мак мешают мифы о хакинтоше — компьютере, на котором стоит Mac OS. Перед тем, как перейти непосредственно к описанию установки Mac OS X на PC , я попытаюсь развеять часть мифов:

1. Mac OS X установится только на совместимые с ней процессоры и чипсеты от intel, видеокарты только от NVidia. Большая часть периферии работать не будет.

Когда-то это было истиной, но прогресс не стоит одном на месте, выходят всё новые и новые патчи и драйвера, количество совместимого с Mac OS X «железа» растет с каждым днем. Сейчас Mac OS спокойно устанавливается на компьютер с процессором, который минимум поддерживет SSE2, но желательно SSE3, например, AMD или Intel. Многие современные видеокарты поддерживают аппаратное ускорение, а именно Quartz Extreme, Quartz 2d, Core Image, GL. Думаю теперь вы поняли, что от вашего компьютера не требуется ничего сверхъестественного.

2. Установка Mac OS X — это сложно.

На самом же деле, не сложнее, чем поставить Windows ХР, думаю даже проще, если подобрать правильные кексты и фиксы.

3. Mac OS Х не сможет «обитать» на одном физическом диске с Windows.

Может! Есть 2 варианта:
— Загрузчик Винды + chain0 (например, так стоит на моём компе)
— Acronis OS Selector

Итак, приступим к делу.

Шаг 1. Подготовка.

Для начала нужно проверить ваш компьютер на соответствие требованиям Mac OS X.
Абсолютным минимумом является процессор, поддерживающий SSE2. Это можно определить программой CPU-Z ( (1.97 Mb)).
Минимальная оперативная память (RAM) 256 Мб, естественно, чем больше, тем лучше.
Не совсем уж старая видеокарточка для AGP или PCI-E, начиная от GF4.

При соответствии вашего PC с требованиями Mac OS X идем дальше.

Многие советуют, скачать и записать на диск Hiren’s Boot CD. Если на том же физическом диске, куда собираетесь установить Mac OS, есть разделы в формате NTFS, то их лучше перевести в FAT32 (), потому что при создании нового раздела может возникнуть ошибка, и ФС станет нечитаема, но есть и другой, более лёгкий способ — перенести свои данные на другой физический диск или флэшку.

Для удобства установки, советую распечатать этот текст, чтобы в любой момент можно было посмотреть, что делать дальше.

Закончив с подготовкой, приступаем ко второму шагу.

Шаг 2. Скачать образ установочного диска.

Первым делом нужно определиться, какая версия Mac OS X нам нужна: последняя на данный момент — это 10.5. Поскольку наша задача — познакомиться с системой, я советую устанавливать версии 10.4.6 или 10.4.7, т.к. они обычно устанавливаются без особых трудностей. И потом уже вы сможете обновиться с помощью combo-update. Но можете попробовать и OS X 10.5. Далее заходим на torrents.ru и в форму поиска пишем примерно такое:

Mac OS X 10.4.6

Если скачанный файл в формате ISO, то его можно спокойно записать на диск, а если в формате DMG, то придется еще скачать приложение DMG2ISO ( (12.29 Kb)) и сконвертировать скачанный файл в образ в ISO.

Шаг 3. Запись образа на диск.

Вам понадобиться DVD-R или DVD+R диск. Писать можно через Nero или Alcohol 120%. Думаю, с самим процессом записи вы справитесь самостоятельно. После записи диска с Windows на диске будут «видны» несколько документов размером около 150 Кб, а может и вообще ничего не «видно», так и должно быть.

Шаг 4. Установка.

Вставляем свежезаписанный вами диск в привод и перезагружаем компьютер. В то время, когда на мониторе появится сообщение о начале установки с диска, нажмите F8 или подождите несколько секунд, и введите параметр «-v» (без ковычек). Если вы нажмете любую другую клавишу или продолжить установку без этого действия, то вместо текстового режима включится графический — это красиво, однако об ошибках вы сможете узнать только в текстовом режиме.
Существуют две самые распространенные ошибки:

«system config file ‘/com.apple.Boot.plist’ not found » — есть проблема с дистрибутивом Mac OS X (придется скачать другой)
«Still waiting for root device » — скорее всего, есть проблема с железом, возможно какая-то несовместимость.

Если первоначальная загрузка прошла без проблем, то перед вами откроется голубой дисплей (не BSOD) c курсором ожидания. Далее вам предложат выбрать язык. Выбираем русский (или английский, если нет). Жмем на стрелку, после чего наверху появится меню, в нем выбираем Утилиты (Utilities) -> Дисковая утилита (Disk Utility) и форматируем раздел, в который собираемся установить Mac OS X, в формат Mac OS Extended journaled.

Иногда бывает, что Дисковая утилита не может отформатировать этот раздел в HFS или подключить его, то это можно исправить акронисом. Для этого выбираем в Acronis Disk Director Suite ручной режим изменения разделов и создаем раздел в формате FAT32. Далее в его контекстном меню выбираем пункт смены типа раздела и устанавливаем значение 0xAFh (Shag OS Swap). Акронис, понятное, дело ругнется, что все данные на этом разделе могут потеряться и стать нечитаемыми, но у нас там и так ничего нет. :-) Применяем изменения и перезагружаемся.

После того, как диск успешно отформатировался, жмем продолжить (Continue), читаем и принимаем лицензионное соглашение, выбираем для установки подготовленный вами же раздел. Далее жмем продолжить (Continue). Дальше жмем настройки (Customize) и выбираем те компоненты, которые надо вам поставить. Особое внимание к патчам и кекстам: нужно устанавливать только те патчи, которые необходимы именно для вашей системы, и ничего лишнего. Не устанавливайте одновременно патчи для SSE2 и SSE3! Устанавливайте лишь тот, который соответствуем вашему процессору. Жмем продолжить (Continue). Затем будет происходить подготовка к установке и проверка диска. Установка завершится перезагрузкой компьютера.

Шаг 5. Завершение установки.

После перезагрузки компьютера, возможны два варианта:
1. Удачная загрузка системы (особенно, если используете Acronis OS Selector)
2. b0 error. Грузимся с Hiren’s boot CD и с помощью Acronis Disk Director делаем раздел с Mac OS X активным. Перезагрузка.

Система благополучно загружается, и вам предложат ввести ту или иную информацию, вводим. Исключение — Mac ID — его нужно оставить пустым (возможно, это спровоцирует зависание)

P.S. Раскладка переключается клавишами Command + Space (ALT + Пробел)

Если все сделано правильно, то загружается рабочий стол. Ура! Работает!

P.P.S. Администрация этого сайта ни в коем случае не принуждает и не предлагает Вам устанавливать хак-сборки Mac OS X, мы против взлома программного обеспечения! При установке взломанной Mac OS X Вы сами несете ответственность перед законодательством вашей страны.

В наш век быстро развивающихся технологий, а также компьютерной индустрии иногда трудно бывает усмотреть за возникающими новинками, которыми радуют нас разработчики. Имеющееся разнообразие предлагаемых программ, операционных систем, утилит является таким, что просто бывает, что разбегаются глаза. Однако, чаще всего у пользователя возникает один, основной вопрос – какую операционную систему следует выбрать? Попробуем ответить на этот вопрос, сравнивая системы Windows и Mac OS X .

Mac против Windows

Главная особенность системы Windows

Ее широкое распространение. Связывается это с тем фактом, что данная операционная система была создана для самих пользователей, она не вынуждает пользователя подстраиваться под имеющуюся систему, наоборот, она подстраивается под имеющиеся потребности пользователя. Это наиболее распространенная во всем мире операционная система, несмотря даже на то, что по сложившемуся общественному мнению она является самой «глючной», «нестабильной», ненадежной» и т.д. Кроме этого, она является платной.

С точки зрения пользователей система Windows устроена примерно таким образом:

  1. Ядро . Осуществляет работу с различными устройствами, управляет процессами и памятью, управляет имеющейся графической подсистемой.
  2. Сама графическая подсистема . Обеспечивает взаимодействие с пользователями.
  3. Текстовая подсистема . Обеспечивает текстовое взаимодействие с пользователями.
  4. Система осуществления удаленного доступа.

Преимущества : Гарантированная стопроцентная поддержка любых видов оборудования, для этой операционной можно найти драйвер любых устройства, да и она сама содержит множество предустановленных драйверов для осуществления быстрого распознавания различного оборудования. Существует большая масса прикладных профессиональных программ, полнофункциональных аналогов которых нет в иных операционных системах, к примеру, Photoshop и Promt.

Понятность и простота интерфейса, что делает ее полностью доступной для применения любому человеку, даже не обладающему первичными навыками работы с персональным компьютером. А приложения пакета под названием Microsoft Office стали уже стандартами для офисных работников. Пользователь может в любое время получить квалифицированную поддержку либо консультацию по его лицензионной операционной системе Windows.

Недостатки : Данная операционная система весьма требовательна к необходимым аппаратным ресурсам персонального компьютера, особенно к нужному объему оперативной памяти. Применяемый графический интерфейс, хоть и является красивым и удобным, однако, при этом, является также громоздким и неповоротливым. В результате, множество пользователей отключает его многочисленные графические навороты.

Указанная система считается гораздо более уязвимой, нежели остальные. Это связывается с самой имеющейся структурой безопасности, к примеру, возможность работать постоянно с правами администратора (что решено частично в версии операционной системы под названием Vista). В то же самое время в системе обязаны работать многие тысячи старых компьютерных приложений, которые написаны были под XP и иные версии Windows.

На запуск любой такой “старой” программы пользователю нужно давать разрешение. Помимо этого, само имеющееся диалоговое окно с запросом о запуске той либо другой программы предоставляет пользователю слишком малое количество информации для принятия необходимого решения. Еще одним немаловажным неудобством является: даже для осуществления удаления ярлыка на рабочем столе необходимо трижды подтвердить собственные намерения. Это может раздражать и приводить к тому, что клавиши “Разрешить” и иные нажимаются просто-напросто бездумно – эффективность всего задуманного механизма защиты сводится практически на нет.

В результате этого, приходится часто иметь дело с большим количеством вирусов, применяющих для проникновения как раз уязвимости этой операционной системы, в том числе и возможные пользовательские ошибки, которые она сама и провоцирует. Операционная система является платной, ее стоимость превышает затраты на приобретение либо скачивание свободно распространяемой операционной системы.

Операционная система Mac OS X

Как широко всем известно, Linux и Mac OS X обладают общими UNIX-корнями. Однако, между ними имеются и весьма важные различия, в отличие от открытой системы UNIX, Mac OS X выступает в качестве проприетарного программного обеспечением, то есть существует запрет на осуществление свободного распространения, внесение различных изменений и так далее. Самая первая Mac OS возникла в 1984 году, что намного ранее возникновения Windows. Сама система Mac OS X является значительно переработанной BSD-UNIX-системой с собственным ядром (XNU).

Преимущества системы Mac OS . Выгодной стороной системы Мас OS выступает практически полное отсутствие компьютерных вирусов для системы Мacintosh. И дело заключается не только в не слишком большой распространенности системы Mac OS X в сравнении с системой Windows, но также еще и в том, что все традиционные компьютерные вирусы не работают просто-напросто в UNIX среде. В теории, естественно, имеются образцы вирусов, способные работать с некоторыми компьютерными приложениями к Mac OS, однако, их количество в сравнении с вредоносным программным обеспечением, которое написано для Windows, является просто ничтожным.

Вирусы могут навредить, только в тех случаях, когда пользователь будет запускать их двойным щелчком клавишей мыши. Программы, которые заражают почту при осуществлении прочтения писем либо открываемую интернет-страницу, до сего времени неизвестны. Наличие простых подтверждений безопасности. Для внесения необходимых изменений в систему Mac OS, к примеру, для обновления установленной операционной системы либо установки какой-либо новой программы, пользователю обычно необходимо ввести только пароль.

Система Windows в подобных случаях является более требовательной

она предлагает осуществить несколько различных подтверждающих действий. Даже осуществление удаленного взлома компьютера, который работает под управлением системы Mac OS, является значительно более сложным, нежели осуществление взлома машины, которая работает под управлением системы Windows, а различные антивирусные программы могут только понадобиться для того, чтобы, ненароком, не переслать инфицированный файл на компьютер под управлением системы Windows, вам же он не сможет принести никакого вреда.

Эргономичный дизайн всех приложений, красота выполнения как самой операционной системы, так и имеющегося аппаратного обеспечения. Предельная простота в повседневном использовании. К большому сожалению, этот превосходный образец до сего времени в нашей стране обладает репутацией элитарного продукта, а по сему и цениться в разы дороже, нежели, к примеру, Windows.

Весьма простое управление. Работать с программными продуктами для Mac, как правило, проще, нежели с программным обеспечением для системы Windows. Одним из ярких примеров является пакет под названием iLife, который установлен на любом компьютере системы Macintosh. Он дает возможность легко управлять музыкой и фотографиями, обрабатывать видео, а также записывать полученные результаты на диски. Тот, кто смог освоить одну из программ для системы Mac OS X, легко сможет справиться и с иным программным обеспечением – приложения для данной операционной системы похожи одно на другое гораздо больше, нежели программы для системы Windows.

С точки зрения пользователей Mac OS устроен примерно таким образом:

  1. Ядро. Обеспечивает работу с различными устройствами, управляет процессами и памятью.
  2. Текстовая подсистема, осуществление работы с системой посредством терминала.
  3. Система осуществления удаленного доступа при работе в текстовом режиме.
  4. Система осуществления удаленного доступа при работе в графическом режиме.
  5. Система осуществления передачи графического окна приложений на иной компьютер.

Недостатки системы Mac OS

Самое первое – это то, что систему Mac OS можно установить только лишь на компьютеры Мacintosh, произведенных компанией Apple. Данные компьютеры обладают, в отличие от ставших нам привычными персональных компьютеров, закрытой архитектурой, то есть данные компьютеры собирает исключительно Apple. Это хорошо, с одной стороны, так как обеспечивается стопроцентная интеграция всего компьютерного оборудования и софта плюс превосходное качество применяемых комплектующих и процесса сборки.

Однако, имеется и обратная сторона медали. Так как изготовитель «Маков» является только один, то и какая-либо конкуренция отсутствует здесь в принципе. Что с точки зрения потребителей не слишком хорошо. Кроме этого, имеется некоторая проблема с процессом установки драйверов. Не под все имеющиеся устройства выпускают драйвера под систему Mac OS , да и сама система распознаёт далеко не всё даже весьма часто применяемое оборудование.

Практически полное отсутствие игр . Их разрабатывают преимущественно для игровых консолей и персональных компьютеров с системой Windows. Хотя выбор доступных игр для Mac весьма скромный, среди них имеются самые настоящие жемчужины, к примеру, авиасимулятор под названием X-Plane 9 либо музыкальная игра под названием Guitar Hero 3.

Особенности

Главная особенность, которая бросается сразу в глаза – это графический интерфейс системы. К примеру, если в Windows каждой запущенной программе соответствует, как правило, одно окно с открывающимися уже в нем самом вкладками, а также панелями инструментов, то в системе Мас OS применяются «плавающие» панели и окна, которые не привязаны к общему окну, а расположены на рабочем столе. Ещё одним отличительным признаком маковского интерфейса выступает панель dock.

Она представляет собой панель, расположенную в самой нижней части рабочего стола, где расположены значки приложений и файлов, к которым необходим быстрый доступ, а также все запущенные компьютерные приложения. Есть возможность редактировать панель, менять её размеры, добавлять и убирать значки приложений. Дальше следуют имеющиеся особенности программного обеспечения. Перечень программ для системы Mac OS не такой внушительный, как для системы Windows, однако, тем не менее, он не слишком мал, во всяком случае, все главные необходимые приложения для развлечений и работы там имеются, кроме того, сама концепция процесса создания программного обеспечения от Аpple подразумевает, что для осуществления решения одной задачи будет достаточно только одной программы, самое главное, чтобы она безукоризненно работала.

Разработчики графического интерфейса Mac OS считают, что таким образом будет гораздо удобнее пользователям, которые не станут путаться в бесконечном множестве возможных вариантов, а сам компьютер не будет превращаться в свалку весьма сомнительных программ, которые угрожают работоспособности всей работающей системы. Количество имеющихся приложений для Mac в течение последних лет значительно увеличилось, однако, выбор по-прежнему является не настолько большим, как, к примеру, для системы Windows.

Тем не менее, почти для любой необходимой задачи можно выбрать подходящий программный продукт. Необходимо только наличие широкополосного доступа в сеть Интернет, так как найти и приобрести программное обеспечение для Mac OS на дисках (в особенности легальное) весьма сложно.

Итоги

Итак, можно подвести итоги. Если вам нужна очень удобная, функциональная, быстрая систему для творчества и работы и у вас отсутствуют проблемы с деньгами – вашим выбором будет Mac. На нем вы сможете добиться превосходных результатов.

Вы желаете и поиграть во что-нибудь качественное, и документы нужно делать, а заморачиваться на различные компьютерные сложности совсем не охота, да и денег не слишком много? Тогда – Windows, и только он. Прекрасный инструмент, не слишком сложный и удобный в меру. Местами бывают проблемы, но в целом очень достойный инструмент.

Mac OS (Macintosh Operating System ) - семейство операционных систем, производимое компанией Apple для линейки персональных компьютеров Macintosh.

Система стала одной из первых, предоставлявших пользователю наглядный графический интерфейс вместо сложной для понимания командной строки.

Впервые Mac OS представили вместе с первым компьютером семейства Macintosh в 1984 году. Термин «Mac OS» начал использоваться лишь в середине 90-х.

В ТЕМУ:

В период с 1984 по 2001 годы Apple выпускала операционные системы с System 1 до Mac OS 9 . Их принято считать классическими. В 2000-м году состоялся релиз Mac OS X , которая позже получила свою отдельную нумерацию.

System 1.0 (1984)

Самая первая версия системы предоставляла пользователю доступ к дружественному графическому интерфейсу.

Уже тогда команде Джобса удалось сделать понятное взаимодействие с элементами в оконном режиме. По сути современные операционные системы отличаются от System 1.0 лишь графикой и дополнительными возможностями.

System 2.0 – 6.0 (1985-1988)

За этот период система обрастала дополнительными возможностями, настройками и стандартными приложениями. Разработчики добавили полноценную иерархическую файловую систему.

Основные усилия прикладывались для адаптации ОС под новые компоненты и устройства. Появлялась поддержка слотов расширения, периферийных устройств, новых процессоров и более емких накопителей.

Лишь в System 5 была реализована полноценная модель многозадачности, позволявшая выделять системные ресурсы запущенным в фоновом режиме приложениям.

System 7.0 – 7.6 (1991-1996)

Операционная система получила первый глобальный апгрейд впервые за семь лет существования.

Пользователи увидели цветной интерфейс. В большинстве системных приложений и настройках преобладали оттенки серого, но некоторые элементы стали цветными.

Многозадачность приобрела завершенный вид и практически не отличалась от того, чем мы пользуемся на современных Mac.

В последующих обновлениях разработчики устраняли недоработки, добавляли поддержку новых компонентов и встраивали в систему новые приложения. Это были как собственные наработки Apple, так и приобретенное у сторонних разработчиков ПО.

System 8 (1997)

Релиз системы состоялся летом 1997 года после возвращения Джобса в Apple. Система изначально должна была продолжить старую нумерацию и выйти с индексом 7.7.

В трудные для компании времена Джобс решил поступить иначе. Apple официально перестала выпускать System 7, которая в то время была доступна для установки на компьютеры сторонних производителей.

Так в компании решили покончить с компьютерами-клонами Apple. С того времени официально операционная система компании устанавливается лишь на компьютеры собственного производства.

В Apple отчитались о 1.2 миллионах проданных копий System 8 за первые две недели после релиза и еще о 3 миллионах проданных лицензий за следующие 6 месяцев.

Сама же System 8 имела не так много изменений. Элементы интерфейса получили больше цветов и оттенков, появились темы оформления и новая панель управления.

Mac OS 9 (1999)

Mac OS 9 стала последним крупным обновлением классических версий Mac OS. Релиз состоялся 23 октября 1999 года.

Разработчики логически развивали идеи, заложенные в предыдущих версиях, а ранние сборки Mac OS 9 и вовсе носили название System 8.7.

Mac OS 9 позволяла нескольким пользователям компьютера иметь свои собственные данные и системные настройки. Появилось шифрование данных по технологии Keychain , работа с удаленными сетевыми серверами и улучшенная поддержка USB протокола.

Последним обновлением классической Mac OS стала версия 9.2.2, выпущенная 5 декабря 2001 года.

Mac OS X 10.0 Cheetah (2001)

Первая система современной линейки Mac OS вышла в марте 2001 года. До 2012 семейство именовали «Mac OS X», затем до 2016 года апдейты получали упрощенное название «OS X», а в последние годы в компании вернулись к классическому «macOS».

Mac OS X по сути являлась преемником Mac OS 9, но, в отличие от классических систем, основывалась на Unix. В системе нашлось место многим разработкам компании NeXT конца 80-х начала 90-х годов.

Компания была основана Джобсом, а одним из его условий возвращения в Apple стало поглощение более мелкой NeXT яблочным гигантом.

В OS X 10.0 Cheetah был представлен переработанный графический интерфейс Aqua , появились новые приложения TextEdit, Preview, Mail и QuickTime .

Для работы системе требовались немалые по тем временам 128 Мб оперативной памяти и 800 Мб на накопителе.

Многие пользователи критиковали систему за отсутствие поддержки драйверов для периферийных устройств из Mac OS 9. OS X 10.0 была более требовательной и на старом железе работала менее производительно, чем предыдущие версии системы.

Mac OS X 10.1 Puma (2001)

Всего через полгода после Cheetah Apple выпускает крупное обновление Mac OS X 10.1 Puma.

Основной упор был сделан на повышение производительности и оптимизацию работы железа. С осени 2001 года все новые компьютеры Apple продавались с предустановленной Mac OS X 10.1, до этого многие модели комплектовались старой Mac OS 9.

Mac OS X 10.2 Jaguar (2002)

Разработчики сделали упор на расширение коммуникационных возможностей. В системе появляется iChat и Адресная книга .

Пользователи с ограниченными возможностями впервые получили блок специальных опций Универсальный доступ .

Mac OS X 10.3 Panther (2003)

В Apple довели до ума собственный браузер Safari , который стал просмотрщиком веб-страниц по умолчанию в новой версии Mac OS X.

Упор был сделан на удобную работу с несколькими приложениями и рабочими пространствами. В системе появился режим Expose .

Mac OS X 10.4 Tiger (2005-2007)

Выход новой версии операционной системы совпал с переходом производства компьютеров на платформу Intel . В Apple решили увеличить цикл крупных обновлений с одного года до двух.

С апреля 2005 до ноября 2007 вышло более 10 версий Mac OS X 10.4 с незначительными новшествами, улучшением совместимости и производительности.

Пользователи впервые увидели универсальный поиск Spotlight и панель Dashboard с виджетами.

Mac OS X 10.5 Leopard (2007-2009)

Следующие два года компания обновляла и поддерживала систему Mac OS X 10.5 Leopard. Даже параллельная разработка iPhone OS (iOS) для первого iPhone не помешала добавить ряд ключевых особенностей.

Появлялся удобный инструмент резервного копирования Time Machine , сервис Boot Camp позволил запускать на мак другие операционные системы, а сама Mac OS обзавелась поддержкой 64-битных программ.

Mac OS X 10.6 Snow Leopard (2009-2011)

Кодовое название, незначительно отличавшееся от предыдущего, намекало, что разработчики не вносили в систему серьезных изменений, а лишь занимались доведением до ума имеющихся фишек и возможностей.

В Mac OS X 10.6 мы впервые увидели магазин приложений Mac App Store .

Тем временем в Apple окончательно отказались от архитектуры PowerPC и перешли на процессоры Intel . ОС Snow Leopard не поддерживала PowerPC.

Mac OS X 10.7 Lion (2011-2012)

В компании немного навели порядок с iOS и вернулись к ежегодному циклу обновлений Mac OS. Настольная система унаследовала несколько новых фишек из мобильной.

В Mac OS X 10.7 появились удобные жесты для работы с большинством стандартных приложений и системой. Дебютировал облачный сервис iCloud .

Начиная с версии Lion Mac OS перестали распространять на CD или DVD, загрузка ПО выполнялась только по сети.

Mac OS X 10.8 Mountain Lion (2012-2013)

Mac OS X 10.9 Mavericks (2013-2014)

В Apple отошли от привычной системы названий ОС, которые в линейке Mac OS X до этого выбирали по названию видов из семейства кошачьих. Теперь операционная система именовалась в честь известных мест в Калифорнии.

Пользователи получили аналоги мобильных приложений Карты и iBooks , улучшенную поддержку нескольких дисплеев и возможность использовать Apple TV в качестве полноценного экрана для Mac.

Обновление впервые стало бесплатным. В компании пообещали и дальше распростронять ОС на бесплатной основе.

Mac OS X 10.10 Yosemite (2014-2015)

Эта версия запомнится прежде всего серьезным редизайном. Отказ от скевоморфизма вслед за iOS способствовал сближению и более тесной интеграции настольной и мобильной ОС, которые уже и так имели общие приложения и сервисы.

Mac OS X 10.11 El Capitan (2015-2016)

АЛЕКСАНДР ПОТЁМКИН

Mac OS X или То, что должен знать каждый

про Macintosh, Apple и операционные системы

Мое первое знакомство с Маком происходило заочно: по скриншотам, описаниям и восторженным крикам людей, которые хоть раз работали с ним. Вполне закономерным было желание познакомиться с этим компьютером, и чем быстрее, тем лучше.

Итак, желание осуществилось – нас «познакомили», вот тут все и началось...

Я расскажу историю развития компьютеров Apple (тем самым затронув создание первых персональных компьютеров) и самой фирмы Apple, а также расскажу про последнюю (на момент написания этих строк) версию операционной системы Mac OS X.

Появление первого персонального компьютера (небольшая историческая вводная)

Первым персональным компьютером (в том смысле, что его можно было «взять с собой») следует считать компьютеры Altair. Однако первые Altair сложно назвать полноценными «компьютерами» – раз; компьютерами, «пригодными» для обычного пользователя – два.

О полноценности: все, что из себя представляла эта техника, было обычной «коробкой» с большим количеством переключателей. Более того, собрать такую технику пользователю предлагалось самому, так что особенными пользовательскими качествами такая техника также не обладала.

Небольшое лирическое отступление о развитии компьютеров в 1970-х годах: основными пользователями были компьютерные профессионалы – хакеры. Их карьера в основном начиналась за большими компьютерами фирмы Dell либо IBM (последние популярностью не пользовались). Компьютерное время было весьма дорогим, а тяга к компьютерам – очень высока. Так стали появляться первые компьютеры, собранные «для себя».

Одним из таких компьютеров, пущенных в «промышленное» производство, были компьютеры Altair фирмы MITS. Сразу же после организации этой фирмы она была завалена заказами на год вперед. Люди платили деньги за возможность получить пакет с микросхемами и схемой сбора всех деталей в один блок.

Количество людей, желающих владеть таким «компьютером», неуклонно росло, что увеличивало общий уровень технического образования, а значит, и количество людей, приобщающихся к хакерству.

Такие «коробки» пользовались спросом, однако всегда есть люди, которые хотят сделать что-то свое, сделать лучше. Одним из таких людей был Стив Возняк. Он регулярно посещал собрания хакеров и в конечном итоге решил создать компьютер для собственного удовольствия.

Процессором компьютера стал чип 6502 от MOS Technology (основным критерием при выборе этого чипа была цена), микросхемы, способные работать с этим процессором, ему подарил Дэн Сокол на одном из собраний клуба.

Через некоторое время Возняк собрал свой компьютер так, что все уместилось на одну плату (что было достаточно красивым решением). Кроме того, ему пришлось написать свой Basic, так как единственной на тот момент версией была так называемая Tiny Basic, что совсем не подходило Возняку – ему нужна была полноценная версия. Без интерпретатора языка программирования компьютер не представлял бы из себя особенного интереса.

Друг Возняка Стив Джобс был вдохновлен этой платой и потому решил, что они просто обязаны выпускать свой компьютер так же, как это делали и другие фирмы.

Так было положено начало легендарному компьютеру Apple II, презентация работы которого никого не могла оставить равнодушным к такой технике.

Компания Apple Inc.

Джобсу удалось заполучить в команду менеджера по имени Майк Марккула, который раньше занимался организацией продаж и добился на этом поприще больших успехов. С тех пор как он уволился из Intel, Марккула занимался различными бизнес-проектами.

Джобс попросил его написать бизнес-план для Apple и Марккула включился в работу: с его помощью компании удалось привлечь капитал для инвестиций, переманить Майка Скотта – одного из менеджеров из Fairchild Semiconductor, которому был предложен пост президента фирмы. Кроме того, Марккула также расписывался на документах в качестве первого председателя совета директоров.

Следующим привлеченным в компанию человеком был Джон Скалли – президент отделения Pepsi-Cola, крупнейшего в составе PepsiCo.

У Скалли не было специального технического образования, однако он давно был поклонником передовых технологий и, кроме того, был очарован Джобсом.

Фраза Джобса, обращенная к Скалли: «У вас никогда не возникало желания изменить мир? Или вы намерены провести остаток жизни, продолжая торговать подслащенной водой?» положила начало весьма тесным отношениям между ними, которым в дальнейшем, увы, будет суждено распасться.

Джон Скалли становится президентом компании в апреле 1983 года.

К началу 1980 года годовой оборот фирмы превысил 10 миллионов долларов.

Первые проблемы

После Apple II у компании начались первые неприятности. 19 мая 1980 г. был презентован новый компьютер – Apple III. Технически эта машина была более совершенна, однако именно с нее и начинается череда неудач: после серии задержек продукт был выпущен на рынок в недоработанном виде, в результате чего так и не был «признан» пользователями. Одной из основных причин подобных проблем была следующая: это был первый компьютер, который собирался в условиях «фирмы» командой инженеров, которыми руководил Джобс.

В 1983 году выходит компьютер Lisa, использующий все преимущества графического интерфейса (разработанного в Xerox) и оснащенный 1 Мб оперативной памяти, Motorolla 68000 CPU (32 bit, 5 МГц), 2 приводами для дискет, жестким диском на 5 Мб.

Марккула отстранил Стива (Джобса, Возняк сам отошел от дел после серьезной авиакатастрофы в 1981 году) от работы над этим компьютером, в результате чего вся энергия Джобса была брошена на компьютер Macintosh.

Компьютеры Lisa станут популярными с выходом «Lisa 2» и значительным снижением цены ($3495 против $9995), однако после назначения на должность руководителя проектами Lisa и Macintosh Стив позаботится о закрытии первого проекта.

Джобс активно продвигал свое детище, в результате чего Macintosh стал гораздо более популярным, нежели Lisa. Тому способствовала и грамотная маркетинговая компания, и, что самое главное, сам неутомимый Джобс.

При разработке этого компьютера была сделана одна серьезная ошибка – по цене в более $2500 его нельзя было назвать дешевым компьютером, и в то же время его техническое оснащение (в частности, отсутствие жесткого диска, невозможность присоединения внешних устройств, наличие небольшого количества программ) не позволяло рассматривать этот компьютер как серьезную технику.

NeXT Inc.

«К 1985 году объемы продаж Apple достигли $2 млрд впервые за непродолжительную историю компании начали сокращаться, в то время как рыночная доля персональных компьютеров IBM и совместимых с ней моделей все увеличивалась. Apple попала в непростую ситуацию, требующую немедленного вмешательства старших.

…Apple было крайне необходимо сократить цикл разработки новых моделей, большую часть которого составляли задержки, вызванные неудержимым стремлением Джобса к совершенству. Кроме того, Джобс все чаще стал вмешиваться в деятельность других подразделений компании, уже не довольствуясь властью только над отделением компьютеров Macintosh. Менеджеры всех подразделений завалили Скалли жалобами, суть которых сводилась к одному: либо над Джобсом будет быстро установлен контроль, либо все судно пойдет ко дну.

…Наконец, после долгих и мучительных колебаний, Скалли принял решение лишить своего друга и учителя реального влияния над деятельностью компании, удалив его на символическую должность председателя совета директоров Apple. Столь принципиальное изменение баланса сил внутри компании требовало одобрения Майка Марккула и совета директоров Apple. Незадолго до начала заседания совета директоров 10 апреля 1985 года Скалли отозвал Джобса в сторону и рассказал ему о своих планах. Джобс отреагировал словно ребенок, которого отправляют в чужую семью на воспитание против его воли.

…Наконец, после бесконечного обсуждения, начавшегося ранним вечером и завершившегося почти сутки спустя, совет директоров Apple принял единогласное решение отправить Джобса в почетную отставку…» [ 1].

Итак, Стив Джобс «ушел». Впрочем, история его деятельности на этом не заканчивается – он основывает новую фирму, сыгравшую большую роль в развитии операционных систем, а впоследствии и самой компании Apple, так что вкратце о стремительном развитии компании NeXT.

Создание компании

Джобс с помощью семи сооснователей, покинувших Apple вместе с ним, в 1985 году создает компанию NeXT Inc. (позже преобразованную в NeXT Computer Inc.) с уставным фондом в 7 миллионов долларов.

Стив Джобс посещает большинство американских университетов в поисках интересных технологий, так, в Университете Карнеги Милона он знакомится с Avie Tevanian, работающим над ядром Mach.

12 октября 1988 Стив Джобс организовывает шоу в Сан-Франциско, демонстрирует все возможности новой элегантной машины NeXTcube (с магнитооптическим диском на 256 Мб, 68030 процессором, без жесткого диска и привода для дискет) и системы NeXTSTEP (версии 0.8).

18 сентября 1990 Стив Джобс устраивает новое шоу в Сан-Франциско для презентации новой машины и новой системы NeXTSTEP 2.0. Эта дата считается датой официального выхода компьютера NeXT.

Tim Berners-Lee, работающий в CERN, разрабатывает первый веб-клиент (браузер) для NeXTSTEP.

25 апреля 1991 Стив Джобс организовывает шоу в CNIT в Париже, приуроченное к официальному выходу компьютеров NeXT во Франции.

Были произведены многочисленные демонстрации машин NeXT и NeXTSTEP2. В частности, Джобс показал таблицы Lotus 1-2-3, работающие через эмулятор SoftPC, после чего, заметив, что можно сделать и лучше, продемонстрировал революционную программу для работы с таблицами – Improv. Также была продемонстрирована работа графической подсистемы.

Вышедшая 25 мая 1993 года на NeXTWORLD Expo, операционная система NeXTSTEP 3.1 была первой версией NeXTSTEP, работающей на машинах, отличных от NeXT, – на PC 486. Версия NeXTSTEP 3.1 для PC называлась NEXTSTEP 486.

23 ноября 1993 года Sunsoft объявляет о лицензировании части кода NeXTSTEP для будущего использования в операционной системе Solaris. NeXT, в свою очередь, анонсирует порт NeXTSTEP на компьютеры на платформе SUN – SPARC.

Сразу же после этого соглашения SUN инвестирует 10 миллионов долларов в NeXT.

В 1994 году NeXT публикует спецификации программного обеспечения, названные OpenStep, базирующиеся на системе NeXTSTEP 3.2. Инициатива получает поддержку в лице GNU – начато развитие GNUstep.

В апреле 1995 года NeXT выкупает все права на Object-C у Stepstone. В это же время выходит PDO (PDO – Portable Distributed Objects – система для распределенных вычислений) и NetInfo – программа, шедшая стандартно с NeXTSTEP.

В июне 1995 NeXT выпускает NeXTSTEP 3.3J и EOF 1.1J – японские версии программного обеспечения.

20 декабря 1996 года Apple выкупает NeXT за 400 миллионов долларов. Впрочем, некоторые утверждают обратное. Загадочная картина на официальном сайте предшествовала анонсу. В любом случае, это уже другая история, которая начинается 24 марта 2001 года с выходом Mac OS X.

Возвращение основателя

20 декабря 1996 года Стив Джобс возвращается в родную компанию, что последней идет только на пользу.

Стив продолжает политику оригинального дизайна корпуса машины (машины NeXT были «упакованы» в весьма стильный черный корпус) и доводит ее до логического завершения: с момента своего зарождения «Маки» по праву считались самыми простыми и понятными в использовании.

Политика Стива Джобса основывается на том, что компьютер не должен более восприниматься как нечто сложное, скорее, как еще одна часть интерьера, бытовой техники. Именно этим обуславливается исключительный дизайн корпусов последних компьютеров (самый яркий пример – iMac) от Apple, а также серия программ, начинающихся с буквы «i» (iTunes, iMovie, iDVD, iPhoto) – идеология простых программ. Apple видит компьютер как простое, но в то же время весьма мощное средство для выполнения любых задач любыми пользователями.

Macintosh: каков создатель, таков и компьютер...

Маки – творение фирмы Apple под четким руководством Стива Джобса – человека, благодаря бешеной энергии которого и была создана эта «яблочная фирма». Краткой характеристикой Джобса может служить такое описание: самоуверенный, немного эгоистичный и, несомненно, талантливый харизматичный лидер. Однако создателем первого Мака был друг Джобса – Стив Возняк, талантливый хакер (в изначальном значении этого слова) по натуре достаточно спокойный, оригинальный и веселый человек. Пожалуй, именно эти качества можно найти в Маках до сих пор. Каждая машина по-своему оригинальна, имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, основным преимуществом фирма Apple может считать по праву тот факт, что можно взять любого человека с улицы, посадить его за Макинтош и через 15-20 минут он уже сможет выполнять большинство необходимых функций. Однако это уже операционная система, а о ней разговор отдельный.

Операционные системы от Apple

Mac OS 9 (Classic)

На Маках от рождения могут «бегать» две операционные системы – Mac OS X и Mac OS 9 – это родное. Впрочем, последнее творение Apple упорно пытается вытеснить с рынка своей более новой системой («десяткой»).

Приживить на Мак можно любую систему, работающую на процессорах PowerPC, а это как минимум Linux, OpenBSD, NetBSD, QNX, однако в родной системе, по-моему, есть своя прелесть и менять ее особого смысла я не вижу.

Итак, в арсенале компании Apple существует две операционные системы: Mac OS 9 и Mac OS X. Первая из них сейчас именуется классикой, точнее, это более ранняя система, не использующая таких прелестей жизни, как защита памяти и вытесняющая многозадачность.

В одном из описаний этой системы я встретил хорошую аналогию: Mac OS 9 предполагает, что все программы дружески относятся друг к другу и к пользователю, и, кроме того, грамотно написаны. Если кто-то «заявляет», что ему и только ему нужны все ресурсы процессора, причем прямо здесь и сейчас, то система предоставит эти ресурсы. В свое время святой обязанностью программы является «отдать» все позаимствованное, как только это более не будет нужно, и не «лезть» не в свою область памяти. Такой подход может показаться кому-то странным, однако он работал более 10 лет, и до сих пор большинство «макузеров» (от англ. – macintosh user) не собираются покидать свою любимую систему, обосновывая свое решение просто и лаконично: «Нам и здесь неплохо». Впрочем, их можно понять: «девятка» очень простая и гибкая система в отличие от «десятки», в основе которой лежит UNIX. Этот факт мало кому нравится из всех ветеранов Мака, зато очень привлекает пользователей UNIX-систем...

Mac OS X

Итак, «десятка». Мое знакомство началось с Mac OS 9.2.2, и эта система своим устройством успела достаточно сильно меня расстроить, и, возможно, не писал бы я этих строк (с некоторым агитационным оттенком), если бы не попалось бы на мои глаза новое творение «яблочников» – Mac OS X (10.2, известная также как Jaguar). Тут уже есть о чем рассказать.

Устройство системы Mac OS X

«Десятка» – достаточно оригинальная система. Системную архитектуру у Mac OS X проще всего представить в виде многослойного пирога. На первом уровне находится микроядро Mach, над ним находится Darwin, далее Core Services, Application Services. Над ними еще два уровня: Carbon и Cocoa. На самом верху – собственно программы. Итак, рассмотрим каждый из этих подуровней отдельно.

Микроядро Mach

Микроядро отвечает за следующие задачи:

  • управление виртуальной памятью (virtual memory);
  • взаимодействие процессов (IPC);
  • поддержка ввода/вывода (I/O) и прерываний;
  • поддержка взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • управление заданиями и потоками (Tasks & Threads).

Подобный подход предоставляет достаточно четкую, понятную и легко портируемую структуру операционной системы. Модульность системы реализуется через «клиент-серверную» модель – единственным процессом, работающим в защищенном режиме процессора, является микроядро – первоочередная задача заключается в том, чтобы переместить максимальное количество кода на пользовательский уровень. После загрузки микроядро предоставляет все необходимые сервисы для работы серверов, одним из которых является Darwin.

Darwin

Darwin – это то, что дополняет микроядро до полноценной системы. Возможно, наиболее понятным (хотя и несколько грубым) определением будет следующее: Mach – это ядро, системный уровень; Darwin – это оболочка для пользователя со всеми его приложениями.

Такая структура устройства системы пошла с 4.4BSD Lite – первой свободно-распространяемой в исходных кодах *nix-системой, очищенной от кода AT&T – первоначально, UNIX был детищем этой компании, и вышел из ее исследовательских лабораторий; вначале коммуникационный гигант смотрел на распространение этой системы сквозь пальцы, однако затем, как только была осознана возможная экономическая выгода, все, использующие код, написанный в AT&T, были вынуждены убрать его под угрозой судебного преследования.

Core Services, Application Services

На этом уровне расположены общие для всей системы компоненты, такие как Core Foundation, Carbon Core, Apple Events... (уровень Core Services) и Quartz, QuickDraw... (уровень Application Services). Рассказ о каждом из них выходит за рамки задачи общего рассмотрения системы, но общее у них одно – все они являются базой для всех приложений системы, да и для системы в частности.

Carbon, Cocoa

Это тоже весьма интересная технология, достойная особого внимания.

Mac OS X – это «следующий шаг» после Mac OS 9 (Classic), но в то же время это логическое продолжение развитие NeXT (и спецификаций OpenStep). Посему желательно, чтобы приложения каждой из вышеупомянутых систем могли быть портированы на новое творение «яблочной компании» без особых затруднений.

Выход был найден достаточно оригинальный – новая система поддерживает «классические» приложения через среду Carbon, а «новые» (на самом деле – Next-овские) через среду Cocoa. Для того чтобы приложение заработало в новой системе, для приложений NeXT достаточно просто произвести перекомпиляцию, в то время как приложения из классики будут требовать некоторых доработок.

По заявлениям Apple, «карбонизация» есть лишь временное решение – возможность быстрого портирования приложений на новую систему (в противном случае «десятка» бы просто лишилась бы своих основных приложений, начиная от графики и заканчивая MS Office).

«Карбонизированные» приложения не являются сколь либо ущербными – грамотно портированные приложения мало чем уступают своим новым собратьям (например, одно из основных приложений графического взаимодействия системы с пользователем – Finder – написано с использованием именно этой среды), однако же данная среда не поддерживает всех возможностей системы, предоставляемых в полном объеме через вызовы Cocoa.

Существует мнение, что Carbon останется в системе как стандарт на гораздо больший срок, чем это предполагает сама Apple – слишком велико количество «старых» приложений, и немногие фирмы решатся переписывать их с нуля с использованием новых возможностей, которые могут быть не всем нужны, тем более что в большинстве случаев это повлечет за собой огромные финансовые расходы.

Системная архитектура Mac OS X

Системная архитектура Mac OS X, впрочем, как и NextStep/OpenStep, основана на операционной системе UNIX.

Для лучшего понимания работы этой системы рассмотрим более подробно схему работы *nix-системы от загрузки до «приглашения к работе» (графического либо текстового).

Первый начинается сразу после того, как программное обеспечение, прошитое в компьютере (то, что называется BIOS на x86 платформе, Firmware на PowerPC и некоторых других) передает управление программе, записанной на винчестере (или CD/DVD-диске).

Здесь в дело вступает загрузчик. Его задача относительно проста – загрузить ядро в память и передать ему управление. Возможно, предварительно осведомившись у пользователя, не хочет ли он задать какие-либо дополнительные параметры для загрузки ядра, либо указать, что грузить необходимо другой образ.

Второй этап – загрузка ядра. Основной его задачей является определение доступного оборудования и его инициализация. В дальнейшем ядро будет ответственно за работу всех программ – вызовы напрямую к железу компьютера запрещены. Затем ядро запускает только один процесс – init.

Третий этап – работа процесса init (от англ. – «initialization») – заключается в последовательном исполнении команд, записанных в файлах конфигурации (директории /etc).

Первым делом обычно проверяется отсутствие ошибок на диске, затем устанавливаются переменные среды (такие как пути для поиска исполняемых программ, системная языковая кодировка, тип терминала и другие).

Потом запускаются системные «демоны» – программы, исполняющиеся на заднем плане (background) и ожидающие определенного события, например, веб-сервер ожидает поступления подключения на 80 порт, после чего обслуживает поступающие команды.

Напоследок для пользователя готовят терминал, и запускается программа «login», предлагающая ввести логин и пароль для начала работы.

Это был стандартный вариант запуска системы. Существуют и другие варианты: среди основных – так называемый single-mode и графический.

Первый используется для возращения системы к жизни, если что-то произошло. В таком случае доступ разрешен только локальный, при старте осуществляется минимальное количество действий (обычно это монтирование диска в режиме только для чтения, инициализация одного терминала).

Второй, графический, уже своего рода добавка: после основного запуска вместо или вместе с инициализацией текстового терминала также запускается «нечто графическое». В случае стандартной *nix-системы «нечто графическое» – это «X server», в случае Мака – «WindowServer». С этого момента большинство пользователей попадают в родную для них графическую среду.

Идеи, заложенные в Mac OS X

*nix-системы всегда отличались гибкостью, они создавались и разрабатывались как многозадачные, многопользовательские, сетевые ОС. Нормальным взаимодействием с компьютером во время создания этой системы считалась работа за текстовым терминалом, тем или иным образом соединенным с главным компьютером.

Чуть позже компьютеры начали персонализироваться, а количество пользователей увеличиваться. Причем далеко не всем нравился текстовый режим, впрочем, как и командная строка.

Через некоторое время и не без помощи фирмы Apple (а также компании Xerox) пользователи узнали, что интерфейс компьютера может быть еще и графическим, то вбивать команды хотелось все меньшему и меньшему количеству людей.

Спрос рождает предложение, и многие платформы и операционные системы стали добавлять возможность работы в графической среде, и *nix не остался в стороне – был реализован проект графического сервера, который запускается на одной машине (сервере), и обрабатывает подключения к нему на определенном порте (клиентов). Время шло, и компьютер стал все чаще использоваться одним человеком, и идея «раздачи» ресурсов для других машин становилась все менее актуальной, и сервер уже обрабатывал подключения с той же машины, на которой был запущен и сам.

Кроме того, архитектура работы с графикой была «многослойна». После запуска X server запускалось приложение, позволяющее пользователю взаимодействовать с компьютером – Window manager (оконный менеджер) в терминологии *nix. Оконный менеджер, в свою очередь, мог запускать дополнительные программы (например, приложения, отвечающие за рабочий стол, за панель снизу экрана и другие мелкие приложения, апплеты). Завершение работы оконного менеджера означает выход из X server.

Такая многослойность вполне в духе *nix-системы, где множество приложений хорошо выполняют свою работу, а их соединение позволяет получить один хороший результат. Однако обратной стороной подобной гибкости является значительная фрагментация системы (что, как показывает практика, может быть хорошо для системы в целом, но не для графического интерфейса), а также потеря производительности.

Именно эти факторы и мешают продвижению *nix-системы:

  • отсутствие единой стандартной графической библиотеки для разработчиков (присутствующей в каждом дистрибутиве и не меняющейся от версии к версии);
  • единого графического интерфейса (выбор – это хорошо, но наличие стандарта необходимо);
  • его продуманности (сейчас зачастую интерфейсы либо копируют коммерческие реализации, такие как Microsoft, Apple, Motif, либо не очень ясны для обычных пользователей);
  • грамотной реализации (качество кода, стабильность работы).

Apple решила выбрать в качестве своей базовой платформы *nix, расширить его под себя и переделать всю графическую систему. Так, одним из нововведений является формат сохранения данных конфигурации – теперь все настройки хранятся в файлах формата XML, более трудного для ручного редактирования, однако родного для «программного» хранения данных; кому приходилось редактировать файлы конфигурации после того, как по ним прошелся автоматический, дружественный к пользователю графический конфигуратор на *nix-платформе, поймет о чем я, для остальных поясню: в результате подобных конфигураций оказывается сбита вся логика построения файла, в ней нередко остается немало мусора, и далеко не все параметры могут быть выставлены корректно.

Кроме того, фирма не может терять наработки прошлых лет, в виде большого количества программного обеспечения, написанного для «классики» (Mac OS до 9 версии включительно) и чуть меньшего для NextStep/OpenStep.

Для этого в новой системе поддерживается два вида библиотек – Carbon и Cocoa. Первая из них – для совместимости с «классикой», вторая объявлена новой и приоритетной. Для того чтобы старое (для «классики» или удовлетворяющее спецификациями OPENSTEP) программное обеспечение заработало в новой системе, необходимо произвести перекомпиляцию с незначительными изменениями (либо и вовсе без них). Кроме того, в качестве еще одной рабочей среды объявлена среда Java – виртуальная машина на Mac OS X считается лучшей реализацией среди прочих, и достаточно тесно интегрирована с системой.

Не следует забывать и про слой BSD, и X server, который компания скоро уже должна выпустить в окончательной версии (на данный момент доступна только beta-версия). Также не была упомянута возможность запуска «классических» приложений, не портированных на новую систему. Так что получается, что сейчас, прямо «из коробки» система способна запускать приложения для «классики», приложения OPENSTEP, Java и огромное количество *nix-приложений (для чего создан отдельный проект переноса так называемых портов с FreeBSD на Darwin, позволяющих установить приложение двумя командами «cd» и «make install») как графических, так и работающих из командной строки.

Дополняя картину, нельзя не упомянуть продукт под названием Virtual PC – эмулятор x86 компьютера на Mac OS (последняя 6 версия эмулирует Pentium II MMX, тактовая частота зависит от мощности самого Мака).

Таким образом, компании удалось сохранить старых разработчиков, а также привлечь новых, среди которых и такие ценные «outsource-кадры», как *nix-хакеры и просто пользователи по всему миру, не требующие оплаты, однако же привносящие весьма ощутимый вклад в развитие системы.

Mac OS X в работе

Desktop

Что нужно от жизни обычному пользователю? Простота настройки, наличие офиса, приложений для работы в Интернете, работа с родным (в нашем случае – русским) языком.

Офисных пакета как минимум два: Microsoft Office (стабильно работающим не замечен) и Open Office. И тот и другой обеспечивают совместимость с документами, созданными на «обычных» компьютерах. Причем Office от Microsoft снабжен даже большим количеством «фич», чем его собрат для Windows.

Приложения для работы в Интернете

Здесь выбор весьма велик, а имена производителей достаточно известны, посему просто приведу название приложения и имя производителя:

Браузеры : Internet Explorer (Microsoft), Safari (Apple), Mozilla (Open Source), Opera (Opera Software) и многие другие.

ICQ : ICQ (ICQ Inc.), Fire.app (Open Source), Proteus.

E-mai l: Outlook Express (Microsoft), Entourage (Microsoft), Mail (Apple).

Локализация

Системной кодировкой является Unicode, так что все грамотно написанные приложения не испытывают никаких затруднений при работе с любым языком (систему можно в любой момент заставить «говорить» как на китайском, так и на украинском; то же относится к любому приложению, если его разработчик озаботился многоязыковой поддержкой).

Кроме того, перекодировка текста предусмотрена на уровне системных вызовов.

Server

Требования системного администратора обычно несколько другие, а именно – не позволять пользователям делать того, что им не нужно, и иметь возможность настроить все необходимые параметры под конкретную задачу, а также поддержка системы up-to-date.

Системе известно такое понятие, как пользователь «root», здесь он также царь и бог и при желании может делать с системой все что угодно (особенно из командной строки).

Настройка системы здесь производится несколько проще, чем в обычном *nix – для этого существуют графические программы. Однако в отличие от обычного *nix, где все графическое обычно вызывает горестную ухмылку Unix-гуру, здесь все продумано.

Во-первых, Apple не зря начала создание своей Unix-системы, наслоив на классическую архитектуру свои настройки. До момента чтения и исполнения /etc/rc*-файлов здесь все идет как обычно, однако затем из этих же файлов происходит вызов скриптов от «яблочной компании». Т.е. фактически происходит так: грузится Mach, грузится init, который затем, как это и положено, отвечает за все процессы в системе, однако запускает большинство этих процессов SystemStarter, который читает и запускает другие файлы (из директории /System/Library/StartupItems). Так вот формат файлов конфигурации для всякого приложения в Mac OS X – это XML. Данный формат файлов чуть хуже читабелен для человека, зато легко читабелен для приложений, кроме того, запись конфигурации в итоге не генерирует «мусор», который обычно всегда можно найти в обычных файлах конфигурации.

Однако отсюда минус: то, что нельзя настроить графически, необходимо делать «руками». Нет, дело не в том, что это сложно сделать (командный интерпретатор tcsh и редактор vi никто не отменял), а в том, что все изменения, внесенные непредусмотренным системой образом, могут быть впоследствии переписаны обновлением системы.

Кроме того, брандмауэр (в серверной версии системы Mac OS X Server) в графической версии его настройки имеет два варианта работы с трафиком: allow/deny. И в том случае, если администратор решит настроить NAT (masquerading в терминах других систем), то правила брандмауэра (стандартного ipfw, кстати) придется прописывать напрямую в конфигурационных файлах, что требует достаточно плотного знакомства с устройством системы.

В общем, можно сказать, что сервер под управлением Mac OS X Server имеет смысл ставить туда, где необходима простота администрирования, возможно, в некоторых случаях в ущерб гибкости. С другими системами такой сервер будет жить очень даже недурно (с системой идет samba, nfs, ssh, ftpd и ранее упоминаемый apache), а его обновление производится не более чем 6 нажатиями мышки (и не вызывает таких печальных последствий, как автоматическое обновление на другой популярной платформе известного производителя ПО), и кроме того, наличие обновлений может проверяться каждый день/неделю/месяц, и пользователю будет предложено установить имеющиеся обновления.

Developer station

Разработчик – человек, которому нужно немного и от системного администратора, и от обычного пользователя, но в первую очередь необходима удобная система разработки (IDE), полная документация и, возможно, примеры реализации.

Не могу также пропустить и такое приложение, как Virtual PC, – приложение, позволяющее запускать любую x86 операционную систему и эмулирующее Pentium II MMX, S3 Trio 32/64 (4/8/12 Мб), Sound Blaster, Intel 21041 Based Ethernet Adapter и выделяющее то количество жесткого диска и оперативной памяти, которое будет ему указано. Данное приложение можно отнести и к категории для разработчиков (тестирование своей программы под различные системы), и к категории системщика (количество одновременно работающих систем ограничено только системными ресурсами «хоста») и просто для обычного пользователя – «окошки» в «окошке» позволяют работать с приложениями, которые еще не портированы на Мак, или даже играть в игры (правда, не очень ресурсоемкие).

При подготовке статьи были использованы материалы:

  1. Джим Карлтон. Apple. Взгляд изнутри: история интриг, ошибок и эгоизма. Издательство «ЛОРИ», 2001.
  2. Стивен Леви. Хакеры – герои компьютерной революции. (www.cooler.it/hackers)
  3. История развития NeXT. (

История ОС Mac OS

Mac OS вышла в свет в 1984 году вместе с первым персональным компьютером Macintosh от компании Apple.

Идеи, воплощенные в первой версии системы Mac OS, ее авторы почерпнули у фирмы Xerox. В исследовательском центре Xerox PARC в то время уже существовал компьютер с графической операционной системой, что тогда было настоящим прорывом в эволюционном развитии операционных систем. Но они использовали ее только для собственных нужд и не планировали коммерческого применения.

Соединив уже имеющиеся наработки и собственные идеи, программисты компании Apple создали Mac OS, первую доступную для всех графическую операционную систему. В ней уже тогда был использован всем нам привычный оконный интерфейс, папки с файлами, и впервые был применен манипулятор, названный компьютерной мышью, способный передвигать курсор по всей области экрана. Такая концепция вполне соответствовала главной идее самой компании Apple, предлагавшей создать компьютер доступный для всех, как по цене, так и в техническом плане.

Уже тогда авторы Mac OS задались целью создать такую операционную систему, которая будет удобна и интуитивно понятна любому пользователю, даже не изучавшему компьютер ранее. До этого времени компьютерными программами и процессами управляли с помощью командной строки, поэтому появление наглядных значков обозначавших папки, корзину, компьютер и другие элементы стало настоящей сенсацией того времени. Эти значки авторы стали называть иконками. Разработчики Mac OS определили основы дальнейшего развития всех операционных систем, многое из того, что они придумали в далеком 1984 году, сейчас является эталоном для всех разработчиков программного обеспечения.

Первая версия Mac OS занимала всего 216 кб дискового пространства и работала даже при обычном копировании с одного компьютера на другой. Но такой продукт был совершенно не защищен от подделки, поэтому для того, чтоб сохранить свои доходы разработчики все дальнейшее время посвятили не только ее техническому усовершенствованию, расширению функциональности и стабильности, но и защите. После выхода первой версии Mac OS вышло еще девять ее модификаций, в которых были введены такие улучшения как:

использование мульти файндера, позволяющего работать сразу нескольким приложениям одновременно;

усовершенствование мультимедийных функций и возможностей работы в интернете;

смена черно-белых иконок на цветные, а позже появление нового «платинового» интерфейса и возможности выбирать тему на свой вкус;

появление новой файловой системы HFS+;

улучшение функций инсталлеров;

появление программы Sherlock, предназначенной для поиска файлов на локальных дисках и в сети интернет;

появление многопользовательского режима и разграничение прав доступа.

В марте 2000 года свет увидела абсолютно новая десятая версия Mac OS X, которая не поддерживает программное обеспечение, предназначенное для Mac OS 9. Для ее создания полностью переписали начальный программный код, а за основу взяли операционную систему NeXTSTEP, разработчиком которой был один из тех, кто когда-то основал компанию Apple, но по стечению обстоятельств покинул ее.

Разработки фирмы NEXT вместе с ее руководителем были куплены компанией Apple, благодаря чему во главе нее снова встает ее основатель Стив Джобс.

Теперь в Mac OS X используется ядро Mach, стандартные сервисы BSD и все основные возможности операционной системы Unix. Это дало возможность в много раз повысить ее функциональность, защищенность и стабильность. Вытесняющая многозадачность, которая используется в Mac OS X, позволяет работать нескольким процессам сразу, но при этом не мешать друг другу, а при сбое в работы одного из них не допускать сбоя всей системы и прерывания работы других процессов.

На данный момент Mac OS X имеет собственный красивый, не перегруженный спецэффектами и приятный для глаз интерфейс Aqua. Она проста в использовании и дружелюбна. В ней используется среда программирования Core Foundation, включающая в себя такие компоненты как Carbon API, Cocoa API и Java API. Графическая среда представлена использованием таких технологий как QuickTime, Quartz Extreme и OpenGL. К тому же Mac OS X позволяет использовать программное обеспечение, написанное на таких языках программирования, как Си, C++, Objective-C, Ruby и Java. Немаловажным достоинством Mac OS X является ее безопасность при работе в интернете, она неплохо защищена от интернет-атак, да и количество вирусов способных ее поразить на сегодняшний день ничтожно мало.

Если учитывать все достоинства Mac OS, то сразу встает вопрос, почему она до сих пор не так широко распространена, как ее основной конкурент всем известная ОС Windows. Ответ на него очень прост, ОС Mac OS устанавливается только на компьютеры Macintosh компании Apple, что является принципиальным решением ее руководства. Это не значит, что Mac OS не совместима с компьютерами других производителей и не может быть на них установлена. Установить систему конечно можно, но на данный момент это считается не законным. Компьютеры Macintosh имеют небольшой модельный ряд и не могут похвастаться разнообразием, к тому же они стоят в несколько раз дороже обычных персональных ЭВМ, поэтому число пользователей Macintosh сравнительно мало относительно общего числа компьютерных пользователей во всем мире.

Аппаратная платформа Macintosh

Mac OS вышла в свет в 1984 году вместе с первым персональным компьютером Macintosh от компании Apple. Идеи, воплощенные в первой версии системы Mac OS, ее авторы почерпнули у фирмы Xerox...

Беспроводные точки доступа, использующие протокол WAP

В 1995 году компания Unwired Planet (в 1999 году переименованная в Phone.com, в 2001-м - в Openwave) предложила протокол связи для сетей CDMA, DAMPS (CDPD) и iDEN, реализованный на базе языка HDML (Handheld Device Markup Language). Первое упоминание о WAP происходит в июне 1997-го...

Высокоуровневые методы информатики и программирования

Первое точное документированное описание многоалфавитного шифра было сформулировано Леоном Баттиста Альберти в 1467 году, для переключения между алфавитами использовался металлический шифровальный диск...

Изучение операционной системы Windows Vista

Джим Оллчин, вице-президент корпорации, вызвал себе в помощники двух лучших специалистов компании - Брайана Валентайна и Амитабха Шриваставу...

Математические пакеты

MATLAB как язык программирования был разработан Кливом Моулером (англ. Cleve Moler) в конце 1970-х годов, когда он был деканом факультета компьютерных наук в Университете Нью-Мексико...

Позиционирование БГИТА в геоинформационных системах

Начальный период (поздние 1950е -- ранние 1970е гг.) Исследование принципиальных возможностей, пограничных областей знаний и технологий, наработка эмпирического опыта, первые крупные проекты и теоретические работы. 1...

Позиционные системы счисления

Изобретение позиционной нумерации, основанной на поместном значении цифр, приписывается шумерам и вавилонянам. Такая нумерация была развита индусами и имела неоценимые последствия в истории цивилизации...

Поисковые системы Internet. Журналы

Одним из первых инструментов поиска в интернете (до WWW) был Archie. Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, который создавал «World Wide Web Wanderer» -- бот, разработанный Мэтью Грэем (англ...

Поточное шифрование файла

О важности сохранения информации в тайне знали уже в древние времена, когда с появлением письменности появилась и опасность прочтения ее нежелательными лицами. Существовали три основных способа защиты информации...

Проектирование автоматизированного электронного каталога

Firebird ведет свое начало от исходных кодов BorlandInterBase 6.0. Это программа соткрытым исходным кодом, не имеющая двойных лицензий, вы можете использовать ее совершенно свободно как в коммерческих приложениях...

Разработка интерактивных учебных материалов во FLASH с использованием метода хранения данных на стороне клиента в клиент-серверных приложениях

Технология векторного морфинга применялась задолго до Flash. В 1986 году была выпущена программа Fantavision, которая использовала эту технологию. В 1991 году на этой технологии была выпущена игра Another World, а двумя годами позже -- Flashback...

В 1834 году Чарльз Бэббидж начал разработку Аналитической машины. Одну из важных частей этой машины он называл «Склад» (store), эта часть предназначалась для хранения промежуточных результатов вычислений...